Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»
«Юные модельеры и инженеры» в подготовительной к школе группе.
Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу.
Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности,
что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях,
которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии,
а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._proekt_mart_2020_g_yunye_modelery_i_inzhenery.docx | 196.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида
Проект на тему:
«Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»
«Юные модельеры и инженеры».
Воспитатели:
Карташева А.К.
Коробейникова Л.Н.
С 10.03 - 27.03.2020
Снегири, 2020 год
Содержание:
1. Введение (пояснительная записка, цель, задачи) 3-6
2. Ожидаемые результаты и принципы работы 7
3. Методы, формы и приёмы работы 8
4. Возрастные особенности 9-10
5. Структура образовательной деятельности 11
6. Результаты освоения программы 12
7. Материально – техническое обеспечение и кадровое 13-14
8. Учебный план с 10 по 28 марта 2020года 15-19
9. Итог 20
10. Список литературы 24
Пояснительная записка
Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.
Г. И. Малых и В. Е. Осипова определяют инженерное мышление, как «вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высоко - производительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».
Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.
Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.
В настоящее время ДОУ ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование.
«Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…»
Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу.
Ж. Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». А Гутарева Н.Ю. скажет:
«Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как лего - конструирование и другие виды конструирования…»
В процессе конструирования развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. И слова В.А. Сухомлинского подтверждают это: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В процессе развития инженерного мышления у детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Именно этот тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы.
Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить пред инженерное мышление, как основу формирования мышления инженерного. Признаки пред инженерного мышления следующие:
- формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из lego и др.;
- рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;
- не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;
- систематично формируется в процессе научно-технического творчества;
- имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни.
Наиболее эффективно развитие познавательной активности дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование.
Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
· чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
· быть простой и доступной для создания и действия с ней;
· ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
· облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)
Этапы овладения детьми моделями.
· Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
· На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
· Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково-символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В нашей группе существует графическая модель, формирующая у детей представления о времени.
Цель проекта:
развитие предпосылок технического мышления и моделирования у детей дошкольного возраста, с учетом их особенностей развития, посредством конструирования.
Задачи:
формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к моделированию и конструированию;
развивать конструктивные, математические, логически, коммуникативные способности и умения;
воспитывать ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде;
поощрять самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
организовать целенаправленную работу с родителями воспитанников.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группе №5, родители воспитанников, воспитатели.
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок проведения: краткосрочный (3 недели марта).
Сотрудничество с родителями:
Консультации для родителей:
«Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте».
Конструирование в жизни ребенка.
«Моделирование как метод формирования познавательной активности детей»
«Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»
Памятка для родителей: «Что такое легоконструирование?»
Подготовительный этап:
1.Убедить участников проекта в том, что с помощью проекта, мы добьёмся развитие предпосылок технического мышления и моделирования. 2.Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности 3. Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты для исследований, моделирования и конструирования дошкольников.
Основной этап:
Реализовать мероприятия по плану проекта, используя методы, принципы и приёмы работы.
Заключительный этап
1.Представить результаты и итоги проекта общественности. 2.Обобщить и распространить опыт работы по проекту. 3.Систематизация материалов, организация фото - выставки, создание альбома "мы инженеры и модельеры".
Ожидаемые результаты: у детей развиты любознательность, инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;
- у детей развиты память, наглядно – образное и пространственное мышление, зрительно-моторная координация, тактильно-кинестетическое восприятие, понимание инструкций;
- у детей сформировано умение самостоятельно принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;
- у детей сформированы коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи;
- дети обладают культурой поведения в коллективе; развито чувство собственного достоинства, сформирован благоприятный «образ Я» и уверенность в собственных силах;
- дети способны к рефлексии своей деятельности, могут описывать свою работу, используя специальную терминологию.
Данный проект основан на принципах ДО прописанных в ФГОС:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (индивидуализация образовательного процесса);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований. Методов возрасту и особенностям развития ребенка).
Основные методы работы:
- познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
- проблемный метод (поиск путей решения проблемы);
- метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки как собственных моделей, так и совместно с родителями)
- систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
- контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек.
Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:
- Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);
- Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);
- Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);
- Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата)
Основные приёмы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-логические и математические игры,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческие задачи, вопросы и ситуации,
- работа со схемами,
-соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
Возрастные особенности детей от 6-7 лет
Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения. Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родовидовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно совершать действия классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако, оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
Структура образовательной деятельности:
- Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио, видеоуроки, экранные видеоуроки, презентации, интернет-сайты).
- Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).
- Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).
- Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).
- Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи), словесное заключение поставленной проблемы).
- Обыгрывание построек, выставка работ.
Весь процесс работы педагог снимает на видеокамеру или фотоаппарат, ранее установленные в аудитории, для использования их в дальнейшей работе (при разборе ошибок, для информирования родителей, презентации полученного опыта).
В группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей с использованием всех компонентов научно-технической деятельности:
- Логические блоки Деньеша
- Счетные палочки Кюизенера
- Конструктор Тико
- Lego конструкторы
- «Волшебные экраны» для «Системного оператора»
В самостоятельной деятельности дети закрепляют знания, полученные в ходе совместной деятельности, работают уже по знакомым схемам, а также экспериментируют в поисках новых возможностей того или иного компонента научно-технической деятельности.
Материально – техническое обеспечение
- стульчики по количеству детей;
- стол для экспериментальной деятельности;
- интерактивная доска;
- наглядный и иллюстративный материал;
- ноутбук;
- магнитофон;
- фартуки по количеству детей;
- Логические блоки Деньеша
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся.
Фигуры делятся по таким признакам:
- Цвет. Синие, красные, желтые.
- Размер. Маленькие, большие.
- Толщина. Толстые, тонкие.
- Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
- Счетные палочки Кюизенера
- все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной, равной 1 см;
- палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»;
- каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3 и т. д.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени.
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
- Конструктор Тико
«ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Использование ТИКО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
- Lego –конструктор
Lego — это разновидность игрушек, представляющих собой конструкторы на основе пластиковых деталей, которые крепятся между собой. Кубики, колёса, фигурки людей и другие части, из которых можно собирать почти все что угодно. Города, замки, корабли, самолеты, роботы, статуи — и это далеко не все что из него можно сделать!
Конструктор универсален, его запчасти и элементы одного набора можно использовать в сочетании с другими наборами. Это позволяет вашему ребенку действовать не только по инструкции, а и самому быть автором новой модели конструкции.
Lego хорошо влияет на развитие логического и образного мышления ребенка, решения некоторых технических проблем (в частности, проблемы сборки, ремонта и разборки техники).
Игра с Lego развивает мелкую моторику рук. Строя разные модели из Lego, ребенок учится внимательности и терпению, быть настойчивым и учится спокойно переживать неудачи.
Учебный план с 10 по 28 марта 2020года.
Период | Тема | Цель |
Моделирование | ||
10 марта вторник | Заучивание стихотворения «ЛЕГО это мир фантазий!» Галина Жилина ООД «Моделирование животных зоопарка из геометрических фигур» См. конспект | Обучение анализу образца, выделению основных частей животных Развитие конструктивного воображения детей Рассказать о зоопарках Повторение названий животных формировать навык Конструирование животных из геометрических фигур, умение узнавать знакомые фигуры на иллюстрациях |
11 марта среда | Моделирование способа познавательной деятельности детей. ООД « Наши помощники «Органы чувств»» См. конспект | Формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека. Умение использовать сенсорные каналы для получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой). Умение составлять сенсорно-графическую схему, которая определяет способы сенсорного обследования предмета и закрепляет результаты обследования в наглядном виде. |
12 марта | Устойчивость LEGO моделей. ООД « Постройка пирамиды» См. конспект | Закрепление навыков соединения деталей Обучение детей расположению деталей в рядах в порядке убывания Развитие ассоциативного мышления Развитие умения делать прочную и устойчивую конструкцию Развитие умения слушать инструкцию педагога. Знакомство с видами и историей пирамид Знакомство с видами и историей пирамид Учить детей правильно складывать квадратный лист бумаги на шестнадцать маленьких квадратиков; -самостоятельно складывать пирамиду, подбирая детали. |
13 марта | Моделирование обобщения (модель признаков общих групп). ООД по ИЗО «Модель леса (этажи леса, кто населяет)» См. конспект | Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растением и местом обитания, питания животных. Учить выстраивать «пищевые цепочки» зверей, птиц. Дать возможность детям на основе составления модели – схемы создать образ животных, птиц, насекомых с их наиболее существенными признаками тела, развития и появления, особенностями рта и ног, питания и места обитания, а также умения «читать» зафиксированные в модели символы |
16 марта понедельник | Беседа «Что такое моделирование и конструирование» См. конспект | Развитие предпосылок технического мышления и моделирования у детей дошкольного возраста, с учетом их особенностей развития, посредством конструирования |
ФЦКМ ООД «Земля наш общий дом». Предметная модель -глобус земли | Формировать у детей представление о взаимосвязях Уточнить знания детей о животных своего края. | |
Вечер Экология ООД на тему: «Загадки природы» См.О.А. Воронкевич, 406 | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах | |
17 марта вторник | ООД с использованием метода наглядного моделирования «Сказочный лес» См. конспект
| - закреплять умение соотносить знакомые образы с символами; - упражнять в умении составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей; |
«Предметно-схематические модели» В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.) | Учить детей описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий. | |
18 марта среда | Предметно-схематические модели ООД на тему: «Юный модельер-дизайнер» Аппликация педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды. | Формирование представления о структур конкретного трудового процесса (моделирование, изготовление одежды). Анализировать, систематизировать, зарисовывать простейшие схемы. |
19 марта четверг | Графические модели ООД на тему: «Календарь природы» (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе | Анализировать, систематизировать, зарисовывать простейшие схемы, понимать схемы, знание понятийного аппарата, уровень развития наглядно – образного мышления |
Вечер Дидактическая игра Дизайн (игра для детей 5–7 лет) | Закреплять знания детей о видах мебели, используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухне и т. д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знания о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры и т. п.). Развивать пространственное мышление. Материал. Листы бумаги различной величины и цвета («пустые комнаты») – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок различных оттенков, домашних животных и т. п. См .Л.Ю.Павлова | |
20 марта пятница | Графические модели (графики, схемы и т. д.) ООД на тему: «Кукольный домик» план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В нашей группе существует графическая модель, формирующая у детей представления о времени. | Развитие фантазии и воображения детей Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей Обучение созданию сюжетной композиции Воспитание бережного отношения к труду людей |
23 марта понедельник | Беседа « Есть такая профессия – инженер» Инженерное мышление погружение в мир инженерных профессий, | Познакомить воспитанников с профессией инженера, рассказать об истории и значимости профессии, сформировать у воспитанников представления о профессии инженера, о многообразии её специализаций. |
ФЦКМ ООД на тему: «Путешествие на планету «Роботов» Создание робота
| Создание условий для развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. | |
Вечер Экология Использование схем-моделей при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром растений. | Схемы-модели помогают детям лучше ориентироваться в мире растений, систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста о многообразии растительного мира, развивают у детей умение анализировать схемы- модели, соотносить их с реальными объектами, устанавливать простейшие связи между условиями среды обитания и строением растений | |
24 марта вторник | Постройка моделей машин ООД на тему: «Выставка моделей машин» | Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепление навыков скрепления. Обучение созданию сюжетной композиции. Знакомство с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами |
25 марта среда | ООД на тему: «Динозавры» Освоение техники «мозаики» из LEGO | Развитие фантазии и воображения детей Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепление навыков скрепления Знакомство с видами динозавров и их образом жизни |
Вечер Конструирование ООД на тему: «Чем славится наша земля-матушка» | Помочь составить представление о земле-матушки, воспитывать патриотические чувства, географические карта и глобус, репродукции картин, большой выбор строительного, природного, бытового материала И.А.Лыкова стр.134 | |
26 марта четверг | ООД на тему: «Конструирование птички из бумаги» | Учить делать поделку, состоящую из нескольких частей, объединяя их для достижения результата. Закрепить умение вырезать силуэт птицы по контуру, складывать бумагу гармошкой. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданными поделками. Активизировать познавательные способности. Воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь |
Вечер Дидактическая игра «Спланируй город» | Закрепить знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города из крупного «Строителя», умение оперировать предметами-заместителями. Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве. См Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет» | |
27 марта пятница | Итоговое занятие по проекту на тему: «Космические корабли» | Развивать фантазию и воображение детей Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора Закрепление навыков скрепления. Знакомство с видами космических кораблей Выявить уровень знаний, умений, навыков детей конструирования, моделирования, умение работать в системном операторе, анализировать, систематизировать, зарисовывать простейшие схемы, понимать схемы, знание понятийного аппарата, уровень развития наглядно – образного мышления |
Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 30 минут.
Итог
К сожалению, сегодня наши дети очень сильно виртуализируются. То есть слишком многое они воспринимают исключительно с экранов компьютеров. Детям критически не хватает знаний через руки. Образование тоже очень виртуально: из пункта А в пункт Б вышел пешеход. Опыты и эксперименты из образования уходят — ведь они опасны. Даже робототехника, которая активно сегодня внедряется, — это конструкторы лего, а паять и сверлить не приходится. Сегодня знания получились в одной стороне, а физическая реальность — в другой. И в этом наш огромный прокол. Соединение материальных вещей и науки в английском называется аббревиатурой STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics). (наука, технология, инженерия, математика)
Мы считаем, что работа по проекту позволит выполнить хотя бы частично цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования – формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества. А мы в свою очередь постараемся создать благоприятные условия для развития интеллектуальных и конструктивных способностей у детей дошкольного возраста, а также формирование основ инженерного мышления у детей в процессе мыслительной деятельности дошкольников и реализации интегрированной игровой инженерной деятельности.
Список литературы
- Дошкольная педагогика/под редакцией Гогоберидзе А.Г.-М.: Питер, 2013, с.320-323
- Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. – Санкт –Петербург: Детство - Пресс, 2018
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
- Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2014,с.5-19
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- . Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
- Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников.-Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2016
- методические и дидактические материалы для работы с конструктором Тико [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу [электронный ресурс]. – режим доступа: /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnologicheskogo-obrazovaniya-shkolnikov-na-perehode-k-novomu-tehnologicheskomu-ukladu/
- Соколова Г.А. Оригами. - Новосибирск, 2014
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. - М.:ТЦ Сфера, 2012.
- Щетинина А.М. Учим дошкольников думать. – М.: Творческий центр, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью LEGO-конструктора «ПОСТРОЙ-КА»
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (с...
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» для детей среднего дошкольного возраста
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»для детей среднего дошкольного возраста...
Проект на тему «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»
Актуальность проектаСовременное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что ...
Отчет по проектной деятельности в подготовительной к школе группе по третьей годовой задаче «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» Тема проекта: «Фантазируем, творим, конструируем»
В ходе реализации проекта дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психо...
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...
Проект на тему: "Развитие познавательной активности:технического мышления и моделирования в детском саду" "Юные модельеры и инженеры"
Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизирован...
Проектная деятельность в подготовительной группе «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)
Проектная деятельность в подготовительной группе «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)...