Рекомендации родителям по созданию предметно - пространственной развивающей среды дома для детей от 1,5 до 3 лет
консультация (младшая группа)
ПредПредметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.
Говоря о роли среды в развитии детей раннего возраста, необходимо учитывать специфику данного возраста.
Рассмотрим более детально, чем можно наполнить комнату малыша для создания безопасной и интересной среды, которая способствует его развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по созданию предметно - пространственной развивающей среды дома для детей от 1,5 до 3 лет
Предметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.
Говоря о роли среды в развитии детей раннего возраста, необходимо учитывать специфику данного возраста.
Рассмотрим более детально, чем можно наполнить комнату малыша для создания безопасной и интересной среды, которая способствует его развитию.
Ребенок в возрасте от 1.5-3-х лет
В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако потребность в движении ещё очень высока: возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепление всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.
В возрасте от полутора лет начинается активное развитие мелкой моторики. На возраст 1,5–3 лет приходится сензитивный период интереса к мелким предметам. Ребёнок осваивает более сложные движения, стремится орудовать сложными для него маленькими деталями, осваивает операции анализа и синтеза.
Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Теперь ребёнок не просто получает сенсорный опыт из окружающей среды: появляется необходимость в уточнении восприятия. Поэтому вы можете начинать предлагать сенсорные материалы.
Часто в возрасте полутора лет ребёнок попадает в некомфортную для него ситуацию: понимая обращенную к нему речь, он не может воспользоваться ею из-за недостатка словарного запаса. Он хочет говорить активно и много, но пока не может. Поэтому родители должны, прежде всего, создавать среду, которая позволяла бы расширять словарный запас ребёнка.
Окружающая среда.
Для развития двигательных навыков важно свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка. Необходимо обеспечить возможность развивать движения дома и на детской площадке: на ступеньках, горках, канатах и т. п. В этом возрасте ребенку интересны различные активные игры, танцы, в том числе с повторением движений взрослого.
Для развития органов чувств и моторики можно предложить ребенку баночки с шариками, «копилки», сортеры, различные материалы с раскладыванием шариков или других предметов в отверстия. Игры на подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам, ключиков к различным замочкам, по-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда…
Очень интересным в этом возрасте для детей становится переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
Так как на данный возраст приходится период интереса к мелким предметам, дети обычно с удовольствием проделывают любые виды сортировок: по цвету, размеру, форме, различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).
Разницу между большим и маленьким можно показывать, собирая пирамидки, башенки, матрешки, стаканчики.
«Волшебный мешочек» с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке.
Парные мешочки с различными крупами.
Показывайте малышу разницу между контрастными материалами: гладким и шершавым, мягким и твёрдым, тёплым и холодным. Для этого проводите его ручкой по таким материалам и говорите: «Это гладкое, это шершавое»; опускайте ручки ребёнка сначала в холодную, а затем в тёплую воду.
Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.
Ребёнок в данном возрасте переживает период развития чувства порядка, поэтому для него очень важно, чтобы все предметы были на своём месте. А каждый раз после использования кладите все материалы на отведённое им место.
Очень важной особенностью этого возраста является творческая активность. Поддержать творческую деятельность ребёнка можно минимальным вмешательством в процесс. Важно понимать, что родитель не учит, как создать тот или иной образ, не дает шаблонов, а скорее учит обращаться с разными техниками творчества так, чтобы в будущем он имел больше возможностей для творчества.
Игрушки и игры.
- Пирамидки или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.
- Игры с прищепками.
- Рамки с застёжками: на липучках, на 3 большие пуговицы.
- Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
- Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
- Наборы фигурок или реальных предметов в корзинках, коробочках по темам (например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт). Вы можете также использовать доски-вкладыши с предметами на тему (транспорт, животные и т. п.).
- Фигурки-глаголы (фигурки, изображающие людей, которые едят, спят, бегут…) Можно использовать карточки.
- Материал на сопоставление предмета с его изображением.
- Книжки по темам (например, про животных, погоду) или те, в которых на каждой странице представлена определённая группа предметов. Книжки должны быть с реалистичными, красивыми изображениями предметов.
В возрасте полутора-трёх лет ребёнок пытается повторить все действия взрослых. Поэтому вы можете начинать предлагать ему все те упражнения практической жизни, которые вы проделываете сами. Например, следующие:
- Протирание пыли, подметание.
- Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
- Уход за цветами и домашними животными.
- Чистка обуви и одежды.
- Помощь на кухне.
- Помощь в саду или огороде.
Материалы для творчества:
- Столик и стульчик по росту ребёнка.
- Разная бумага и мольберт.
- Доска для рисования мелом и цветные мелки.
- Стена, где вы можете вывешивать новые работы ребёнка.
- Карандаши: восковые и обычные, можно приобрести также и акварельные.
- Пальчиковые краски, акварель, гуашь.
- Различные штампики.
- Материал для резания: ножницы, полоски бумаги.
- Материалы для коллажей: клей, баночка с кусочками бумаги, нарезанными ребёнком, природные материалы, нитки, вата.
- Пластилин или солёное тесто.
- Природные материалы.
Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет Вас и Ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...
«Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»
Данный информационный материал составлен в виде консультации для педагогов ДОУ....
Рекомендации "Создание предметно-пространственной развивающей среды дома"
Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию....
Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство с...
Рекомендации родителям по созданию предметно-пространственной развивающей среды дома.
Рекомендации родителям по созданию предметно-пространственной развивающей среды дома....
Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды в ДОО
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный пер...
Взаимодействие с родителями в создании предметно – пространственной развивающей среды по формированию основ финансовой грамотности.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансовой грамотным. Поэтому обучение основам экономи...