Рекомендации "Создание предметно-пространственной развивающей среды дома"
материал
Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации "Создание предметно-пространственной развивающей среды дома" | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Создание предметно-пространственной развивающей среды дома»
Воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Да к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное учреждение. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.
Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана предметно-пространственная развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир. Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. Рекомендуем вам создать для детей ситуацию активного поиска, чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать.
Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.
Главное и основное правило развивающей среды дома – доступность. Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны.
Время, которое ребенок проводит дома, можно разнообразить и сделать более интересным и увлекательным.
И на самом деле для этого не так много требуется – не бойтесь придумывать и фантазировать: использовать в деле можно практически все! Отсейте опасные предметы, уберите ценные вещи, а остальное отдайте для изучения ребенку, и пусть ваша фантазия превратит каждый день в увлекательное приключение!
Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребёнка окружали:
- игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы;
- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки;
- банки разного размера;
- различные движущиеся игрушки;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;
- конструкторы, мозаика;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;
- игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;
- ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;
- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;
- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;
- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;
- ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. ;
- машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы для «профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.) ;
- игрушечные фигурки животных натуральной окраски;
- мягкие игрушки;
- книги сказок, о животных, с иллюстрациями изображающими предметы реального окружения ребёнка;
Детям среднего дошкольного возраста необходимо обогатить развивающую среду. Следует внести:
познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребёнка (автомашины, мода, интерьер и др.) ;
книги с волшебными сказками;
коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. д. ;
цифры и буквы, азбука на кубиках;
развивающие игры;
игровые и учебные телевизионные программы;
различные орудия труда;
оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Для детей старшего дошкольного возраста в развивающую среду следует внести:
- глобус, физическую карту мира и России, политическую карту мира;
- разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, колбочки, линейки и др. ;
- познавательные детские энциклопедии с картинками или хорошими фотографиями;
- азбуки в картинках, книги для первого чтения;
- познавательные видеофильмы;
- детский фотоаппарат, фотоальбом;
- детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
- часы настенные, календарь;
- настольно – печатные игры (лото, пазлы, развивающие игры;
- настольные игры (домино, шашки, шахматы).
Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего?» На что можно ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»
Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Рекомендации родителям по созданию предметно-пространственной развивающей среды дома.
Рекомендации родителям по созданию предметно-пространственной развивающей среды дома....
Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»
Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любоз...
Рекомендации родителям по созданию предметно - пространственной развивающей среды дома для детей от 1,5 до 3 лет
ПредПредметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружа...
Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей сред...
"Построение развивающей предметно - пространственной и образовательной среды для организации инклюзивного образования"
В консультации даны рекомендации для построения развивающей предметно -пространственной и образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов....
Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....