Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Родители проводят работу по созданию развивающей предметно- пространственной среды в семье: подбирают материалы и оборудование, покупают специальную литературу.

Будущее ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Но тем не менее, желательно, постараться по максимуму создать такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т.п.). Ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. У него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. Рекомендуем вам создать для детей ситуацию активного поиска, чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать. Родителю обязательно нужно учитывать возрастные особенности и потребности детей. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Действия ребенка с отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.

Взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера.

Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.

Прежде всего можно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.

Еще можно создать «МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ», который послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного педагога Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.

Также интересная идея в создании «ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ». Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

« КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ». Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.

Важно найти достойное место и семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде.

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, конструированием, родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности.

Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся очень низко. Проверьте, соответствует ли стул и стол росту ребенка. На столе, кроме листа бумаги, находятся краски, кисти, стаканчик - непроливайка. После промывания кисти ребенок промакивает ворс тряпочкой. Дошкольник может рисовать не только за столом, но и за мольбертом.

Позаботьтесь также о том, чтобы у малыша было место для хранения материала. Хорошо для этого иметь детский шкаф или открытую полку, где будут храниться краски, кисти, восковые мелки, карандаши, бумага, альбомы, раскраски, пластилин, доска и т.д. Приучайте ребенка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит свое рабочее место перед занятием и убирает его после работы.

Родители должны позаботиться о разнообразии материалов для творчества, например, гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, карандаши, пластилин различного вида и т.д.

Родителям необходимо бережно относиться к рисункам, лепке, что бы ребёнок увидел ваше отношение, как к чему-то ценному, нужному. Можно сделать домашнюю выставку детских работ. Ребенок совсем по-новому увидит свои рисунки, лепку, аппликации. Может быть, он и не станет художником, но будет видеть окружающий мир другими глазами.

Можно организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства. Интересно собирать коллекцию открыток, книг, значков и прочее, рассматривать с ребенком его коллекцию, располагать предметы, картинки в определенном порядке.

Родителям следует уделять внимание и на подбор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного творчества.

Самое главное в организации детской комнаты, это проверка:

1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;

2) безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Игрушка может нанести как физический (потеря здоровья), так и психологический урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);

3) развивающий потенциал игрушки.

Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.


Автор: Бутельга Елена Александровна

Похожие материалы

Тип

Название материала

Автор

Опубликован

разное

Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.

Бутельга Елена Александровна

24 Фев 2016

документ

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Фостовец Светлана Геннадьевна

30 Мар 2015

документ

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно- пространственной среды в связи с введение ФГОС ДО в группах детского сада.

Мокрецова Наталья Алексеевна

29 Фев 2016

документ

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Балашова Светлана Евгеньевна

31 Мар 2015

документ

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении.

Пекшева Татьяна Владимировна

31 Мар 2015

документ

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.

Стрельцова Галина Николаевна

7 Мая 2015

документ

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье

Юсовских Светлана Ивановна

31 Мар 2015

документ

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Теплова Ирина Николаевна

30 Мар 2015

документ

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Кублова Елена Павловна

29 Авг 2015

документ

«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Панкова Алла Павловна

7 Апр 2016

документ

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Толмачева Елена Петровна МДОАУ № 2

14 Сен 2015

документ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Ломакина Анна Владимировна

13 Апр 2015

документ

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Типцова Лариса Валериевна

2 Фев 2016

документ

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Гусак Светлана Михайловна

8 Фев 2016

документ

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Яшина Евгения Георгиевна

3 Дек 2015

документ

Работа по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Кривенцова Валентина Евгеньевна

14 Фев 2016

документ

Методические рекомендации для родителей по организации предметно-развивающей среды для детей с нарушение слуха дома

Ахроменко Анастасия Сергеевна

9 Мая 2015

документ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Вязовая Олеся Юрьевна

21 Дек 2015

документ

Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении.

Мерзлякова Наталья Вячеславовна

10 Апр 2015

документ

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

Полушкина Ирина Владимировна

31 Мар 2015

документ

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Зеленецкая Светлана Валерьевна

19 Окт 2015

презентация

Презентация на тему "Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в группе раннего возраста."

Карпушева Лариса Янтимировна

23 Фев 2016

документ

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС

Шибанова Наталья Владимировна

14 Фев 2016

документ

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Родионова Людмила Геннадьевна

25 Янв 2016

документ

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Деркачёва Юлия Викторовна

13 Дек 2015

документ

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Сукалова Елена Михайловна

23 Дек 2015

документ

Гендерный подход в организации развивающей предметно-пространственной среды

Шаврина Наталья Александровна

16 Дек 2015

документ

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ

Саитгалина Эльза Ахтямовна

5 Апр 2015

документ

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).

Бегей Марина Владимировна

4 Апр 2015

документ

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Алейникова Елена Леонидовна

4 Апр 2015

документ

Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

Бегей Марина Владимировна

26 Мая 2015

документ

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Алейникова Елена Леонидовна

8 Июн 2015

документ

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика

Порохина Наталия Дмитриевна

5 Июл 2015

документ

Рекомендации для родителей по созданию предметно-пространственной развивающей среды дома

Киселева Елена Анатольевна

4 Апр 2015

документ

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»

Волокитина Ольга Михайловна

31 Мар 2015

презентация, документ

Проект "Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространства для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста"

Сергеева Вероника Сергеевна

9 Ноя 2015

документ

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Ковальчук Людмила Николаевна

31 Мар 2015

презентация, документ

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Ольга Владимировна Якимова

20 Сен 2015

документ

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в ДОУ

Сабитова Зульфия Абдулахатовна

9 Мар 2016

документ

Отчет об организации развивающей предметно — пространственной среды группы в соответствии с учетом ФГОС ДО и примерных основной образовательной программой дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

«Методические рекомендации по организации предметно – развивающей среды для детей раннего дошкольного возраста»

В методической разработке представлены рекомендации по организации образовательного пространства для детей младенческого и раннего возраста...

Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с учетом ФГОС ДО»

В процессе развития ребенка окружающая среда не только определяет условия его существования, но и во многом составляет основу для формирования потребностей....

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....