ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
статья

Погодаева Оксана Степановна

Проблема воспитания нравственных качеств, которая активно обсуждается в системе дошкольного образования, во многих психолого-педагогических исследованиях не может быть полностью разрешена без участия семьи в решении задач нравственного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogodaeva_o.s_yakimova_e.vstatya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Погодаева О.С.,

Якимова Е.В.,

МБДОУ детский сад №25.,

г.Иркутск

ВОСПИТАНИНЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

 ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

В современном мире все более остро встает вопрос о становлении нравственности личности, что обусловлено сложившейся ситуацией, для которой характерны ценностный вакуум, бездуховность, которая влечет за собой отчуждение человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей.

Проблема воспитания нравственных качеств, которая активно обсуждается в системе дошкольного образования, во многих психолого-педагогических исследованиях не может быть полностью разрешена без участия семьи в решении задач нравственного воспитания.

Исследователи, занимающиеся вопросами нравственного воспитания детей дошкольного возраста, отмечают, что воспитание нравственных качеств является одной из сложнейших задач, для решения которой взаимосвязь семьи и дошкольной организации является неотъемлемым условием.

Многие дети дошкольного возраста характеризуются проявлениями детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. По мнению  Л.И. Божович, С.Г. Рочева становление нравственных качеств своими корнями уходит именно в дошкольный возраст, когда происходит формирование нравственных норм. Семья является не только важнейшим институтом социализации, но и источником становления нравственного начала каждого ребенка, поскольку родители являются первыми субъектами, которые транслируют для ребенка нравственные нормы и правила, проявляют нравственные качества[1; 5].

На основе важнейших механизмов социализации, таких, как подражание, идентификация, ребенок усваивает модели поведения взрослых, копируя их. Именно поэтому очень важно, чтобы в семье родители осознанно подходили к вопросу воспитания нравственных качеств, таких, как доброта, терпение, трудолюбие, гуманность и другие качества.

В дошкольном возрасте формированию нравственных качеств детей во многом препятствуют такие особенности поведения, как неустойчивое и ситуативное использование нравственных вором в своем поведении, преобладание контроля над соблюдением нравственных норм в общении со взрослыми и слабый контроль над соблюдением нравственных норм в общении со сверстниками, нарушение норм под влиянием ситуативных желаний по причине неустойчивой сформированности механизмов произвольного поведения.

При этом дошкольный возраст в силу эмоциональности детей, их непосредственности, активности, любознательности, является благоприятным периодом для воспитания нравственных качеств. В семье основными методами воспитания нравственных качеств детей выступают беседы нравственного содержания, обсуждение различных ситуаций, возникающих в жизни, обсуждение примеров и собственное поведение родителей, как образец для подражания ребенка.

Многими родителями проблема воспитания нравственных качеств в полной мере не осознается. Не устанавливая связь между тем, что дети копируют поведение взрослого, родители, с одной стороны, проявляют к ребенку требования с точки зрения следования нравственным нормам, с другой стороны, сами не придерживаются данных требований, в результате чего у ребенка возникает противоречие между требованиями родителя и собственным отношением к нормам, которые требуются от ребенка.

Для того, чтобы нравственное воспитание в семье содействовало становлению системы нравственных качеств, важна целенаправленная работа не только с детьми, но и с родителями. Прежде всего, эта работа заключается в том, чтобы содействовать осознанию родителями значения нравственных качеств и механизмов их формирования. Родителей необходимо знакомить с тем, что воспитание нравственных качеств базируется на механизмах подражания, имитации, поощрения, наказания, внушения, рефлексии.

Нравственные качества ребенка формируются в дошкольном возрасте на основе действия определенных механизмов усвоения нравственных норм и правил. 

Прежде всего, как отмечает Р.В. Овчарова, условиями выступают наличие образца-эталона выступающего в качестве ориентира в выборе стратегии поведения, зарождения нравственных чувства регулирующих поведение, демонстрация альтернативных способов и форм поведения, создание условий для непосредственного использования накопленных знаний и представлений в собственном поведения, зарождение начала рефлексии и оценки собственного поведения [27].

Также положительное влияние на воспитание нравственных качеств оказывают такие механизмы, как механизм подражания, имитации, поощрения или наказания, внушения, идентификации, установки, рефлексии, интериоризации-эстериоризации.

В дошкольном возрасте имитация, по сути, является механизмом построения ориентировочного образа и рассматривается как основной источник новых актов поведения и эффективная стратегия научения.Стереотипизация является еще одним из механизмов нравственного развития ребенка. Стереотипы сначала выступают в простых значениях, постепенно усложняются. Механизм идентификации позволяет ребенку отождествлять себя с другим человеком, проявлять готовность чувствовать, переживать, действовать. Эти и другие механизмы направлены на формирование внутреннего мира ребенка.

Л.И. Божович указывает, что нравственное развитие ребенка выступает результатом интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, которые постепенно переходят во внутренние психические процессы[1].

С.А. Козлова указывает, что развитие нравственной сферы личности дошкольника представляет собой процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила [3].

По мнению Р.Р. Калининой, развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено рядом психологических факторов и осуществляется через действие особых психологических механизмов, запускаемых противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «Я» и представлением о реальном «Я», обусловленном отношениями взрослых и собственной самооценкой[4].

Большим потенциалом для реализации перечисленных механизмов воспитания нравственных качеств являются не только ситуации из жизни семьи и ребенка, но и художественная литература, опыт нравственного поведения, который дети могут обсуждать совместно с родителями на основе просмотра мультипликационных фильмов. Кроме того, собственные рассказы родителей о различных ситуациях, поступках, о собственном отношении к разным действиям также является важным. Игра, как источник понимания нравственных норм и правил, является незаменимой в дошкольном возрасте.

В семье могут использоваться разные виды игр: ролевые, театрализованные, дидактические. Каждый из видов игр позволяет решать задачи формирования различных аспектов нравственных качеств, содействовать укреплению их проявления в поведении ребенка.

Таким образом, семья имеет огромное значение в воспитании нравственных качеств личности дошкольника. Используя разные педагогические средства и опираясь на механизмы нравственного воспитания, родители способствуют развитию в ребенке доброты, трудолюбия, отзывчивости  других качеств.

Список литературы:

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. –М.: Воронеж, 2017. – 170 с.
  2. Калинина, Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение [Текст]: автореферат дис. ... канд. психол. наук. / Р.Р. Калинина. –СПб., 2008.  –  19 c.
  3. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 2001. –№9. – С.14-18.
  4. Овчарова, Р.В.Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст] / Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова. – СПб.: Амалтея, 2008.  – 109 с.
  5. Рочев, С.Г. Об относительной значимости моральных норм [Текст] / С.Г. Рочев // Ребенок в детском саду. – 2016. – № 5. – С. 18-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Деловая игра с родителями "Роль родителей в нравственном воспитании детей" + памятки "Основы нравственных отношений в семье"

Нравственное воспитание - процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих ее моральный облик. Ребенок с первых дней связан с окружающими его людьми. Он пытает...