Психолого - педагогические аспекты организации питания дошкольников
консультация (младшая группа)
Сегодня мы коснёмся психолого- педагогических аспектов организации правильного питания детей дошкольного возраста, данных, которые могут служить ключом к предвидению и преодолению возможных трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_pitaniyu.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Психолого- педагогические аспекты организации питания дошкольников
Говорят, никто так хорошо не знает. Интуитивно не чувствует своего ребёнка, как родители. Родительская любовь и интуиция, традиция семейного воспитания дают ощущения того, что воспитание ребёнка осуществляется в нужном направлении. Однако откуда же возникают проблему в развитии? Почему малыш развивается так, а не иначе? Появляющиеся черты характера, склонности, предпочтения- это возрастные или индивидуальные особенности ребёнка? Тысячи, десятки тысяч вопросов встают перед нами!
Сегодня мы коснёмся психолого- педагогических аспектов организации правильного питания детей дошкольного возраста, данных, которые могут служить ключом к предвидению и преодолению возможных трудностей.
Прежде всего запомним:
- Питание малыша должны быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы (для дошкольников соотношение данных веществ составляет 1 :1 : 3
или 1 : 1 : 4; если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища будет усваиваться плохо), минеральные вещества, витамины, воду.
- получаемое ребёнком питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма ( в течение дня пищу распределяют примерно так: 35-40 % приходится на обед, 10-15% на полдник, остальное- равномерно, примерно по 25 % на завтрак и ужин.)
- чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
- пища должна быть вкусной. Необходимо, чтобы ребёнок ел с аппетитом.
- для растущего детского организма вреден как недокорм, так и перекорм.
Жалобы на плохой аппетит детей не столь редки. И перепуганные родители делают всё , чтобы ребёнок поел.
Завтрак
« В доме с утра
Снова игра:
Ложка стала лопаткой,
Мама- пилотом,
Дед- самолётом,
Бабушка- резвой лошадкой,
Кто, как умел,
Ржал и шумел.
В тесной квартире нашей.
Лишь каша,
Которую Миша не съел,
Так и осталась кашей». (С. Махотин (1)
Кроме того, в настоящее время чаще стали появляться случаи возникновения уже в дошкольном возрасте такой патологии, как ожирение, ведущей к пагубным изменениям в ещё не сформировавшемся организме маленького ребёнка.
Оставляя в стороне случаи, которые находятся в компетентности врача, можно с уверенностью сказать, что аппетит будет нормальный, а значит и физическое состояние ребёнка в полном порядке, если следовать некоторым правилам:
1)Ребёнок – существо социальное, потребности и интересы ребёнка всегда связаны со взрослым. Образец отношения к той или иной стороне действительности, в частности к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые даёт семья, обладает огромной силой. Полученные в психологических исследованиях Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б., Вераксы Н.Е (2) свидетельствует о том, что, для ребёнка наиболее близким человеком, образцов для подражания, прежде всего выступает мать. С ней ребёнок чаще общается, делится впечатлениями, её больше, чем остальных членов семьи, слушается. Отцы в иерархии межличностных отношений ребёнка в семье занимают второе место. Что касается бабушек и дедушек, то дети достаточно часто делятся впечатлениями, но вот слушаются только лишь 3 % случаев, зато в 50 % - капризничают.
Поэтому « массированность» влияния матери и отца. Результативность воспитания вкусовых привычек, как в сторону позитива ( полезные для организма ребёнка продукты), намного будет превосходить влияния других взрослых: бабушек и дедушек, воспитателей. Нянь, гувернеров.
Малыши впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые члены семьи допускаются при ребёнке частые разговоры о том, « что он ничего не ест, мало ест», « привередлив в еде», сами подают пример излишней, чрезмерной « разборчивости в пище» - это крайне отрицательно будет влиять на аппетит ребёнка. Другие крайности: либо безмерное беспокойство взрослых, подчеркнутое внимание к тому, сколько съедено ребёнком, убеждение, что надо съесть ещё и ещё, либо отсутствие должного контроля за приёмом пищи, когда ребёнок ест что хочет и сколько хочет – может привести к установлению таких условно- рефлекторных механизмов психической деятельности, которые приведут к гипертрофированно излишней потребности в пище, впоследствии ведущей к нарушению обмена веществ в организме ребёнка.
2) Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребёнка принимать то или иное блюдо: «Я не хочу», «Не люблю», «Это для меня не вкусно» или напротив, легко соглашаются с чрезмерным желанием ребёнка принимать неоправданно большое количество пищи, уступая его капризам: « Я хочу ещё булочки», «Я хочу много- премного картошки». Естественно, что новый, вводимый в рацион продукт или блюдо может вызвать данную реакцию.
Также, когда ребёнок невольно приучается переедать, в один прекрасный момент вы можете столкнуться с проблемой непомерного аппетита собственного дитя, капризами и упорством, которыми ребёнок будет требовать себе пищу. Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребёнка, объясняя необходимость, полезность разумного приёма тех или иных продуктов питания, развивая его вкус к пище, осознанную мотивацию (почему надо принимать именно такое количество пищи), то во многом проблемы будут преодолены.
3) с психологической точки зрения, любое действие, поступок имеет мотив или причину. Попытайтесь осознать причину плохого аппетита или чрезмерного «увлечения» детьми едой.
Если малыш систематически отказывается от еды, аппетит его резко ухудшился – можно предположить недомогание. Переедание также свидетельствует о нездоровье. В этом случае потребуется консультация, вмешательство специалиста.
Если он отказывается от еды, потому что устал или расстроен чем- нибудь, подход будет иным ( в психологии он назван «активное слушание», когда взрослый даёт понять ребёнку, что догадывается о его переживании «состоянии», «слышит его». Предложите помощь, озвучив чувство, состояние ребёнка, объясните свои действия: « Ты устал, тебе сегодня трудно, я помогу тебе, давай покормлю» или предоставьте ребёнку «отсрочку» в действии: « Не хочешь кушать, потому что устал ( расстроен, рассержен), отдохни ( успокойся, пусть пройдёт обида), поешь позже». Чаще всего следствием в данном случае вашего мудрого. Сдержанного поведения будет то, что ребёнок «передумает» и начнёт есть.
Часто жалобы на плохой аппетит не оправданы. Например, на завтрак ребёнок получил достаточно калорийную пищу – в этом случае может быть перенос времени приёма пищи.
Давайте ребёнку только то количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съедает. Вредны уговоры, запугивания, обещания: «Если поешь ( не будешь много есть) – куплю…», « Ешь, а то собачка съесть», « Не будешь есть, не пойдёшь на прогулку», а также отвлечения на игрушки, чтение книг, игры- забавы, используемые для того, чтобы ребёнок съел свою порцию.
Профессор А.А. Кисель писал: « Вполне здоровый ребёнок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста». Основным критерием того, достаточно ли ест ребёнок или мало, является соответствие его весовых показателей росту.
4) Крайне отрицательно влияют на аппетит, формирование вкусовых привычек грубые ошибки, допускаемые родителями в процессе формирования культуры поведения ребёнка за столом, например, «одёргивания» типа: « не чавкай», « как ты держишь вилку?!», « не кроши», «у тебя не руки, а крюки» и т.д. милые родители, а у вас самих возник бы аппетит, желание наслаждаться пищей в таких условиях? Дружелюбный тон общения, равно как вера в потенциальные возможности ребёнка – вот условия успешного воспитания.
5) несомненно, формированию должного аппетита способствует развитие навыков самостоятельности. Культуры еды. Чем увереннее и легче ребёнок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с ней справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к ребёнку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходит не сразу. На третьем году ребёнок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвёртом – вилкой, на пятом – можно пользоваться и ножом.
6) Если вы приучаете ребёнка к полной, красивой сервировке стола: удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, к скатерти или салфеткам, то вы решаете одновременно задачу воспитания положительного отношения к еде.
7) ребёнок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу приёма пищи. Осознанность и приятное предвкушение пищи «готовит» организм к тому, чтобы пища была усвоена с пользой. В связи с этим интересы такие приёмы, как: загадывание детям загадок о продуктах. Беседы – рассуждения, введение ребёнка в проблемную ситуацию, в которой он должен сделать самостоятельный выбор.
Консультацию подготовила: воспитатель первой младшей группы
ФГБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад № 305» Вострикова Э.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Психолого–педагогические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
Психолого-пелагогические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей....
Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками (психолого-педагогический аспект)
Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокал...
выступление на городской конференции: "Психолого - педагогические аспекты организации игровой деятельности детей". март 2014г.
Развитие творчества дошкольников в игровой деятельности с помощью психогимнастики....
Психолого-педагогические аспекты формирования творческого воображения у дошкольников
Важность развития творческого воображения у дошкольников....
Психолого-педагогические аспекты экологического развития дошкольников
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы...