Психолого-педагогические аспекты формирования творческого воображения у дошкольников
учебно-методическое пособие (младшая, средняя группа) на тему

Тарасова Александра Алексеевна

Важность развития творческого воображения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Психолого-педагогические аспекты формирования творческого воображения у дошкольников

В задачу написания данного параграфа входило выявление сущностных характеристик понятий, составляющих методологический аппарат исследования.

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется, отличие человека от животных предков  Философ Э. В. Ильенко писал: «сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей»

При помощи творческого воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Творческое воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Творческое воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно, активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Творческое воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуется в оригинальных продуктах деятельности.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.

Сущность творческого воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью творческого воображения является своеобразный «уход от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

Воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:

1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);

2)направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающем мире;

3) является образным, символическим мышлением и не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Творческое воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта творческого воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Истоки творческого воображения ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н. Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый мир.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого–либо события или явления.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конченый продукт труда (как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (например, те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать часы).

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же, как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; также, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.

В процессе создания образов ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений. Так, например, рисуя «самое смешное», один ребенок создал образ «товарища кубика» и «товарища бантика» (путем комбинирования черт игрушечного человечка с кубиком и бантом).

В последнее время наблюдается повышение интереса ученых к проблеме развития творческого воображения у детей, все чаще делаются попытки решить ее экспериментальным путем. Для выявления особенностей воображения дошкольников в исследовании О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой была использована специально разработанная методика.

Испытуемым предлагались последовательно 20 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, круглая голова с двумя ушами и т. п.), так и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. п.). Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая–нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности данного ребенком изображения. Подсчитывался коэффициент оригинальности каждого ребенка, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона) ни у кого из детей группы.

Исследование выявило шесть типов решений дошкольниками экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он дорисовывает заданный элемент, рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

І тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображения контурное, схематичное, лишенное деталей.

ІІ тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

ІІІ тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т. п.).

ІV тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой).

V тип. При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому. Если в І – ІV типах фигура выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т. п.), то теперь она включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину), при этом типе решения ребенок проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образа воображения. Впервые данный тип манипулирования образами начинали использовать дети подготовительной к школе группы и проявляли его в разных видах деятельности.

Коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех возрастных группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок при выполнении задания, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы ребенка. Его развитие тесно связано с формированием личности ребенка в целом.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Исходя из данного параграфа, можно сказать, что творческие способности - это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием творческого воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к творческому воображению.

Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжении его детства.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого воображения, способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "

Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

«Психологические аспекты формирования творческого воображения в изобразительной деятельности». Консультация для педагогов

При выполнении творческих заданий нет одного правильного ответа, их столько, сколько детей их выполняет. Моя роль, как педагога, - руководство этой творческой деятельностью, нужно не только понять и п...

Консультация для воспитателей «Психологические аспекты формирования творческого воображения в изобразительной деятельности».

Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, кото...

Формирование творческого воображения у старших дошкольников с нарушением ОДА.

Формирование творческого воображения у старших дошкольников с нарушением ОДАВоображение,  фантазия…Насколько важна эта сторона жизни наших детей?Представим себе, что люди не обладали бы во...

Формирование творческого воображения старших дошкольников в процессе конструктивной деятельности инвормация для родителей для родителей

Дорогие родители представляю вашему вниманию презентацию по формированию творческого воображения старших дошкольников в процессе конструктивной деятельности...