Что нужно знать об адаптации ребенка к детскому саду?
консультация (младшая группа)

Тухбатуллина Гульназ Сагмановна

     Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_ob_adaptatsii_rebenka_k_detskomu_sadu.docx455.76 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\hello_html_m31b85c61_5bc9ef56a23a0.jpgЧто нужно знать об адаптации ребенка к детскому саду?

     Как примут ребенка в детском коллективе? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. Такие же проблемы встают и перед воспитателями, принимающими в свою группу новичков.

     Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

C:\Users\1\Downloads\shutterstock-151294580_180b-w6481.jpg

     В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Дети раннего возраста испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя. У детей  2 – 3 лет еще не  сформирована  потребность общения со сверстниками, в этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Для  оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности плавным.

     В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

1)острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2)подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3)фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

C:\Users\1\Downloads\adaptaciya5.jpg

 

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада:

-поведенческие реакции;

-уровень нервно-психического развития;

-заболеваемость и течение болезни;

-главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

     Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1)легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2)средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3)тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.

4)очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос- стоит ли ребенку оставаться в детском саду.

     При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.

C:\Users\1\Downloads\003.jpg

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?

  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте детские площадки и парки, приучайте играть в песочницах, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как ребенок ведет себя: стесняется, уединяется, конфликтует, контактирует со сверстниками, тянется к общению.
  • Познакомьтесь с воспитателями группы заранее,  расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.
  •  Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, расспрашивайте, что игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, как играл.
  • В период привыкания детей к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно, вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, поэтому дома больше играйте с ребенком в веселые игры, выражайте свои эмоции.
  • Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму в детском саду. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него.
  • Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски.

     Чем раньше вы начнете готовить кроху к детскому саду, тем легче он привыкнет к новым условиям и ничто не помешает расти ему здоровым, подвижным и общительным.

C:\Users\1\Downloads\499357.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В детский сад идти пора, что нужно знать и уметь ребенку и родителю

Консультация поможет узнать для родителей, что должен знать и уметь ребенок придя в детский сад. Чем больше ребенок знает и умеет, тем легче пройдет у него адаптация....

Статья: Адаптация ребенка к детскому саду. Что нужно знать родителям?

Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша? К вашему вниманию несколько простых правил. которые помогут Вашей крохе в...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ГОТОВЯСЬ ОТДАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11336152","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"304","width":"480"}}]]Первый этап – подготовительныйПодготовительный этап начинается...

Что нужно знать родителям , отдавая ребенка в детский сад.

Что нужно знать родителям , отдавая ребенка в детский сад....

О КАКИХ НЮАНСАХ АДАПТАЦИИ НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД В 3 ГОДА?

Детский сад – это неотъемлемый этап жизни каждого ребёнка. Посещение группы необходимо для всестороннего, гармоничного развития, но далеко не все дети спокойно переживают процесс адаптации к нов...

Что нужно знать родителям , когда ребенок приходит в детский сад?

С приходом ребенка 2-3 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: другой режим дня, характер питания, температура помещения, отсутствие родителей, новые требования к поведени...

Консультация "Что нужно знать об адаптации ребенка к ДОО"

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОО) все дети переживают адаптационный стресс.Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий...