Что нужно знать об адаптации ребенка к детскому саду?
консультация (младшая группа)
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_znat_ob_adaptatsii_rebenka_k_detskomu_sadu.docx | 455.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать об адаптации ребенка к детскому саду?
Как примут ребенка в детском коллективе? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. Такие же проблемы встают и перед воспитателями, принимающими в свою группу новичков.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Дети раннего возраста испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя. У детей 2 – 3 лет еще не сформирована потребность общения со сверстниками, в этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности плавным.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:
1)острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2)подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3)фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада:
-поведенческие реакции;
-уровень нервно-психического развития;
-заболеваемость и течение болезни;
-главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1)легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
2)средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;
3)тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.
4)очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос- стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.
Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте детские площадки и парки, приучайте играть в песочницах, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как ребенок ведет себя: стесняется, уединяется, конфликтует, контактирует со сверстниками, тянется к общению.
- Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.
- Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, расспрашивайте, что игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, как играл.
- В период привыкания детей к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно, вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, поэтому дома больше играйте с ребенком в веселые игры, выражайте свои эмоции.
- Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму в детском саду. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него.
- Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски.
Чем раньше вы начнете готовить кроху к детскому саду, тем легче он привыкнет к новым условиям и ничто не помешает расти ему здоровым, подвижным и общительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В детский сад идти пора, что нужно знать и уметь ребенку и родителю
Консультация поможет узнать для родителей, что должен знать и уметь ребенок придя в детский сад. Чем больше ребенок знает и умеет, тем легче пройдет у него адаптация....
Статья: Адаптация ребенка к детскому саду. Что нужно знать родителям?
Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша? К вашему вниманию несколько простых правил. которые помогут Вашей крохе в...
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ГОТОВЯСЬ ОТДАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11336152","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"304","width":"480"}}]]Первый этап – подготовительныйПодготовительный этап начинается...
Что нужно знать родителям , отдавая ребенка в детский сад.
Что нужно знать родителям , отдавая ребенка в детский сад....
О КАКИХ НЮАНСАХ АДАПТАЦИИ НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД В 3 ГОДА?
Детский сад – это неотъемлемый этап жизни каждого ребёнка. Посещение группы необходимо для всестороннего, гармоничного развития, но далеко не все дети спокойно переживают процесс адаптации к нов...
Что нужно знать родителям , когда ребенок приходит в детский сад?
С приходом ребенка 2-3 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: другой режим дня, характер питания, температура помещения, отсутствие родителей, новые требования к поведени...
Консультация "Что нужно знать об адаптации ребенка к ДОО"
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОО) все дети переживают адаптационный стресс.Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий...