Консультация "Что нужно знать об адаптации ребенка к ДОО"
консультация по психологии (младшая группа)

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОО) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Крнсультация "Адаптация к ДОО"50.36 КБ

Предварительный просмотр:

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду

Расставание с мамой

На первое место выходит такой самый трудный момент для ребенка, как расставание с мамой. Не смотр на то, что ваш малыш уже иногда привык проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша. Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.

Смена настроения

Почему для ребенка адаптация в детском саду – большой стресс? Важно помнить, что в детском саду малыша ждет новый коллектив как взрослых, так и детей, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс. Не удивляйтесь, если в саду вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, слушался, играл, не плакал и сам съел весь суп, а дома вдруг он стал превращаться в маленького неуправляемого чертенка, который на все может проявлять протесты, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде, это нормально. Так он СБРАСЫВАЕТ НЕРВНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. Наберитесь терпения, этот этап обязательно пройдет!

Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:

  • сокращаем шумные игры
  • убираем телевизор и просмотр мультиков
  • сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий

Регресс

Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии. Он может начать снова писаться в штаны, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет. Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.

Режим посещения

Специалисты настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский сад постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк – не причина не пойти в садик.

Отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Стоит отметить, сразу на целый день ребенка никто не приводит. Это слишком большой стресс даже для 4-летнего ребенка, не говоря уже о 2-3 летней малыше. Конечно же, в каждом саду есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.

1 шаг: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.

2 шаг: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.

3 шаг: присоединяют прогулку.

4 шаг: приводят до завтрака и оставляют до обеда.

5 шаг: оставляют на обед.

6 шаг: оставляют на дневной сон.

Нельзя предсказать на сколько по времени может растянуться та или иная стадия, у каждого ребенка это индивидуально. Одни дети уже через неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.

Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и подождите, всему свое время.

Если спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи - это веский повод обратиться за консультацией к психологу.

Секреты успешной адаптации:

  • Правильный режим дня. Малыш должен высыпаться и легко сам вставать в садик.
  • Утро должно быть добрым и без суеты. Заведите ритуал утренних обнимашек, совместного умывания и выбора одежды и игрушек в сад. Ваша задача насытить малыша с утра своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
  • Вместе с ребенком выберите какую-то вещицу, которая будет напоминать ему о вас: носовой платочек, маленькую игрушку, которую можно убрать в кармашек платья или шорт. Во Франции эту роль выполняет игрушка дуду, без которой ребенка в сад не примут.
  • Каждый день придумывайте малышу ответственное задание в садике. Поздороваться с рыбками в аквариуме, помочь нянечке накрыть на стол, расчесать всех кукол, собрать как можно больше листьев на прогулке и т.д.
  • Договоритесь с воспитательницей, что она разрешит вашему крохе брать с собой в кровать любимую игрушку. Только учтите, что к средней группе эту практику все равно исключат.
  • Договоритесь о «прощальном ритуале» без слез: потереться носами, помахать в окошко.
  • Играйте дома в «детский сад». Так вы узнаете, что чувствует ваш малыш.

Адаптация к садику может занимать от 2 недель до полугода и даже года. Бывают случаи, когда каждый год адаптация повторяется.


Что ни в коем случае делать нельзя?

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании в садике или дома при одном упоминании о необходимости идти в сад!
  • Нельзя пугать детским садом.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, а на самом деле заберете его только вечером.

Иногда достаточно сменить группы или воспитателя, и малыш начинает любить детский сад. Внимательно выбирайте человека, в чью группу будет ходить ваш кроха.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что вам нужно знать о закаливании ребенка"

Основные принципы оздоровления детей в дошкольном учреждении...

Что нужно знать при подготовке ребенка к школе (самодиагностика развития)

Рекомендации для родителей будущих первоклассников...

В детский сад идти пора, что нужно знать и уметь ребенку и родителю

Консультация поможет узнать для родителей, что должен знать и уметь ребенок придя в детский сад. Чем больше ребенок знает и умеет, тем легче пройдет у него адаптация....

"Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу"

Перечень знаний и умений, необходимых для успешного перехода на ступень школьного обучения....

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ГОТОВЯСЬ ОТДАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11336152","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"304","width":"480"}}]]Первый этап – подготовительныйПодготовительный этап начинается...

Что нужно знать об адаптации ребенка к детскому саду?

   Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Ада...