Консультация для родителей: "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация
Консультация для родителей: "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_ekologii.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Природа и нравственное воспитание детей
дошкольного возраста»
Когда у В.Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа - не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котёнка и пр.)
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведён в книге Б.Рябинина «О любви к живому». «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.»
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно - эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
У дошкольников ещё недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть!», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать», тем не менее ему доступны добрые поступки и бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т.д.
Во время прогулок интересно показывать детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными растениями и травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник, ромашка и пр. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Правила поведения на природе необходимо прививать с самого маленького возраста. Например, лес это наш второй дом. Его нужно оберегать и заботиться о нём. А как мы можем о нём позаботиться?
Не будем разжигать костры в лесу или вблизи от деревьев!
Не будем ломать ветки деревьев!
В лесу будем ходить только по тропинкам, так как можно нечаянно наступить на насекомых!
Не будем собирать цветы в большие букеты!
Не оставим после себя мусор на привале!
Не будем сдирать кору с деревьев!
Не будем вырывать грибы с их корнями (грибницей)!
Будем бережно относиться к лекарственным травам!
Не будем вырывать растения с корнями!
Не принесём из леса птенцов, ежей и других животных!
Будем беречь муравейники. Муравьи - санитары леса!
Не будем разорять птичьи гнёзда!
Не будем обижать птиц, стрелять в них из рогаток!
Будем помогать птицам зимой, подкармливать их, вешать для них кормушки с разным кормом!
Окажем помощь раненым животным и птицам, не пройдём мимо них, когда им нужна наша помощь!
Не будем загрязнять водоёмы, бросать мусор в реку, озеро тоже не будем!
Будем ходи на природу пешком, не загрязняя воздух выхлопными газами автомобиля!
Нельзя есть и даже пробовать дикорастущие ягоды, плоды.корневища, если нет уверенности, что они съедобны!
Не стоит брать в рот травинку, листик, колосок - их случайно можно сорвать с ядовитого растения!
Иван Бунин писал:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Взаимоотношения с родителями — важный критерий полноценного развития детей!
Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ран...
консультация для родителей "Природа в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Как развивать нравственные качества и чувства у дошкольников. Как воспитывать заботливое отношение к природе в дошкольном воз-те ....
Консультация для родителей "Природа и духовно-нравственное воспитание детей"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ПРИРОДА И ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ . «Ребёнок – часть природы, а вовсе не её хозяин, господин. Он должен уметь ...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
: «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельностьчеловека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей ...
Консультация «Значимость проблемы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».
laquo;Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей». (Л.Н Толс...