Консультация для родителей "Природа и духовно-нравственное воспитание детей"
консультация на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ПРИРОДА И ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ .
«Ребёнок – часть природы, а вовсе не её хозяин, господин. Он должен уметь соизмерять свои потребности с возможностями окружающего мира, его следует настраивать на разумное потребление, учить не нарушать основные законы природы». Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее полно воспринимать природные явления. Детям старшего возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Природа – это не беспредельный клад, запасы её истощимы. Поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы родного города.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых , для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств – гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, листья деревьев, ветки и тут же их бросают, ласкают и тут же обижают животное и т.д.).
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в духовно-нравственное чувство, предполагающее активную действенную позицию ребёнка. Часто у детей недостаточно развито инициативное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У дошкольников часто преобладают эгоистические мотивы общения с природой (люблю с собакой поиграть, люблю кошечку, заворачиваю её в одеяльце), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Поэтому важно включать ребёнка в каждодневную заботу о животных и растениях, находящихся дома. «Посмотри , не сухая ли земля в цветочных горшках. Приготовь корм попугаю. Смени воду кошке и т. д» Большое значение имеют телепередачи о природе. Хорошо, если родители сначала сами просматривают передачу, и только потом фиксируют внимание ребёнка на том материале, который будет интересен ему, продумывают комментарий, а при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят еёВо время прогулок интересно показать детям деревья, растения, занесенные, в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и мачеха, подорожник, тысячелистник и другие. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не ломать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой; пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц, журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок, наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. К. Д. Ушинский был убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, - писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_d_rod.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ПРИРОДА И ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ .
«Ребёнок – часть природы, а вовсе не её хозяин, господин. Он должен уметь соизмерять свои потребности с возможностями окружающего мира, его следует настраивать на разумное потребление, учить не нарушать основные законы природы». Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее полно воспринимать природные явления. Детям старшего возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Природа – это не беспредельный клад, запасы её истощимы. Поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы родного города.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых , для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств – гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, листья деревьев, ветки и тут же их бросают, ласкают и тут же обижают животное и т.д.).
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в духовно-нравственное чувство, предполагающее активную действенную позицию ребёнка. Часто у детей недостаточно развито инициативное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У дошкольников часто преобладают эгоистические мотивы общения с природой (люблю с собакой поиграть, люблю кошечку, заворачиваю её в одеяльце), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Поэтому важно включать ребёнка в каждодневную заботу о животных и растениях, находящихся дома. «Посмотри , не сухая ли земля в цветочных горшках. Приготовь корм попугаю. Смени воду кошке и т. д» Большое значение имеют телепередачи о природе. Хорошо, если родители сначала сами просматривают передачу, и только потом фиксируют внимание ребёнка на том материале, который будет интересен ему, продумывают комментарий, а при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят еёВо время прогулок интересно показать детям деревья, растения, занесенные, в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и мачеха, подорожник, тысячелистник и другие. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не ломать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой; пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц, журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок, наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. К. Д. Ушинский был убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, - писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена ...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...