Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи имеющих ОВЗ
консультация
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи имеющих ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika_ruk.docx | 133.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева
МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.
Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками. Также вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания.
Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях является важным моментом. Так обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.
Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего чада. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя!
Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Затем вызывается у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже и простым звукоподражаниям и словам!
По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками, ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и, желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка!
Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, постепенно предлагать для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности!
Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.
Таким образом, чем раньше родители уделят внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Поэтому очень важно получить советы специалиста в первые годы жизни малыша и помочь ему стать полноправным членом человеческого общества!
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения сопровождаются чтением стихов. Например:
"В ГОСТИ"
В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому ("дом"):
Указательный и средний (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно),
Безымянный и последний-
Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог (кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики-друзья (ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.
Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.
"ЗАСОЛКА КАПУСТЫ"
Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх),
Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя),
Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки),
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
"ЗАМОК"
На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок" ),
Кто его открыть бы смог (повторение движений)
Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом в другую сторону),
Покрутили (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе),
Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)
И - открыли. (пальцы расцепить, ладони в стороны).
"ДОМ И ВОРОТА"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем
(ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
"В ДОМИКЕ"
Стол стоит на толстой ножке ("стол"),
Рядом стульчик у окошка ("стул"),
Два бочонка под столом
("бочонки" обеими руками).
Вот такой я видел дом ("дом").
"ЦВЕТОК"
Вырос высокий цветок на поляне
"цветок с раскрытыми лепестками"),
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)
Дружно дают под землей корешки ("корни").
"ЗАЙЦЫ"
Скачет зайка косой ("зайчик" правой рукой)
Под высокой сосной ("дерево" правой рукой),
Под другою сосной ("дерево "левой рукой)
Скачет зайка второй ("зайчик" левой рукой).
"КОЗЫ"
Идет коза рогатая ("коза" правой рукой),
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит ("коза" левой рукой),
Колокольчиком звенит ("колокольчик").
"ДРУЖБА"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в "замок" ).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).
"ДОМИК"
Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого),
Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца),
В домик спрятались опять(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно)
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ".
"Замок" | "дерево" |
"дом" | "курица"
|
колокольчик" | "бочонок"
|
"корни" | "улитка" |
"петух" | "зайчик"
|
"мышь" | "кошка"
|
"лошадь" |
"цветок" |
"собака"
| "лягушка" |
"птички" | "коза" |
"щука" | |
"лебедь" | "мост" |
стол" | |
"ворота" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Важным фактором успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.
В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ у...
Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи....
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи...