Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится все актуальнее.
Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые действия с карандашом на основании двигательной импульсации: размашистые движения без попытки зрительной регуляции. В дошкольном возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования.
Основным показателем хорошего почерка, кроме его четкости, является плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению ученых (А.Р. Лурия, 2002; Е.В. Гурьянов, 1959; О.И. Галкина, 1961;
Т.С. Комарова, 1970; И.Н. Садовникова, 1995; М.М. Кольцова, 1973) для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления, чувство ритма.
Отмечается также, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость».
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим, развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.
В дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать координацию движений, пространственные представления, чувство ритма, «ручную умелость» для подготовки к овладению графикой письма. Решая задачи графической подготовки логопед на своих занятиях успешно может формировать все эти качества и, прежде всего, ручную умелость.
Ручная умелость
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь, и другие, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка (М.М. Кольцова, 1973). В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т.д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение людей.
М.М. Кольцова с сотрудниками обращают внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти рук. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев руки имеют здесь отдельное представительство, в то время как крупные мышечные группы рук, ног и туловища представлены суммарно.
Кроме того, проекции движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости.
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка (М.М. Кольцова, 1973), показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгирование, способствуя стойкому повышению работоспособности коры.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.
Что же представляет собой рука к моменту поступления ребенка в школу?
Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. О.М. Бабак (1955) считает, что мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В своих исследованиях он делает такие выводы: во-первых, основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения, во-вторых, после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к семи годам довольно значительной величины, в-третьих, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще не совершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников.
Р.С. Персон и Н.А. Рощина (1958), рассматривая координацию деятельности мышц-антагонистов при движении пальцев рук человека, отмечают, что второй, третий, четвертый и пятый пальцы имеют два общих сгибателя, а также общий разгибатель. Сухожилие каждой из этих мышц разделяется на четыре тяжа, которые прикрепляются к фалангам четырех пальцев. Собственные мышцы, причем только разгибатели, имеют лишь пятый и второй пальцы. Встает вопрос: каким образом при этих условиях осуществляются изолированные движения одним пальцем? Этот вопрос еще в 1863 году поставил И.М. Сеченов. Обследования показали, что такое движение может осуществляться при возбуждении антагонистов, которые удерживают от сгибания другие пальцы.
Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
В современном обществе, согласно имеющимся литературным данным, у 95 % людей правая рука является более активной, среди остальных 5 % встречаются люди с доминирующей функцией левой руки и амбидекстры, которые используют правую и левую руки в равной мере. Тенденция к активным действиям правой или левой рукой четко проявляется только у людей.
Очень интересны в отношении развития праворукости у людей данные археологии. Изучение оружия и орудий труда каменного века показало почти равное количество предметов, приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обхода и орудий более позднего исторического периода (бронзового века) уже оказываются предназначенными для правой руки. Это приводит к предположению, что происхождение праворукости связано с культурой. Многие исследователи склонны объяснять развитие праворукости нуждами военной деятельности: левой рукой они прикрывали щитом сердце, а правой наносили удар.
В первые месяцы жизни ребенка не удается установить превалирования функций той или другой руки (М.М. Кольцова, 1973). На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Некоторые исследователи склонны считать, что праворукость есть следствие научения.
В связи с проблемой развития речевых областей в обоих полушариях встает вопрос о тренировке тонких движений пальцев обеих рук. Невропатология говорит о том, что в случае, например, травм, сосудистого поражения в левом полушарии амбидекстры оказываются в более выгодном положении – они сохраняют речь. И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее – амбидекстров).
Совершенно очевидно, что недопустима «переделка» левши в правшу такими приемами, как привязывание левой руки, удары по ней и т.п. Н. Манн как психолог обращает внимание на то, что «упорные левши» противостоят сильному социальному давлению (требованиям семьи и школы пользоваться преимущественно правой рукой), и поэтому он считает стойкую леворукость признаком сильной личности.
По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение действий с предметами в обиходе как-то распределить между ними.
В то же время следует отметить, что у детей, которые занимаются музыкой и, значит, имеют усиленную тренировку пальцев рук, не обнаруживается преимущества в поддержании высокого уровня работоспособности коры. По-видимому, имеется какой-то предел, далее которого проприорецепция с пальцев рук уже не оказывает описанного положительного эффекта или даже вызывает утомление.
Именно поэтому исследователи, занимающиеся этим вопросом, считают, что очень важно экспериментально определить границы, в пределах которых тренировка пальцев рук полезна.
Рассматривая движения руки во время письма, многие исследователи отмечают, что существуют различные способы выписывания букв (Е.В. Гурьянов, 1959). Однако письмо, выполняемое движениями пальцев, целесообразнее, так как является наиболее экономным, а следовательно, потенциально более скорым. У детей же младшего школьного возраста кистевые движения развиты лучше, чем движения пальцев. Кроме того, исследования Е.Н. Соколовой, проведенные с детьми четырех-семи лет для изучения возможности подготовки к формированию навыка письма, показали, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев (наиболее задействованных в процессе письма) и труднее – вращательные движения этих пальцев. Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, в частности сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Упражнения «для пальчиков» можно разделить на несколько групп:
- упражнения для массажа (или самомассажа) рук;
- упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;
- упражнения без предметов;
- упражнения с различными предметами;
- гимнастика для пальцев;
- упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.
Развивая мелкую моторику, решая задачи графической подготовки, можно и нужно проводить профилактику одного из видов дисграфии – стойкого нарушения письма, который заключается в замене и искажении букв.
В этой связи интересны игры, помогающие ребенку выучить и запомнить графические изображения букв:
- игры с пластилином;
- игры со счетными палочками и мозаикой;
- ниткография;
- буквы из проволоки;
- рисование (пальчиком, рукой, палочкой) в воздухе, на запотевшем окне, на песке (на манке);
- игры на развитие тактильных ощущений, рисование пальчиком на теле (щеке, руке, спине).
Практическая часть
1. Массаж «прижимающий»
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Шёл медведь к своей берлоге | мизинец |
| |
Да споткнулся на пороге | безымянный |
| |
«Видно, очень мало сил | средний | Правая рука | |
Я за зиму накопил», - | указательный |
| |
Так подумал и пошёл | большой |
| |
Он на поиск диких пчёл. | большой |
| |
Все медведи – сладкоежки, | указательный |
| |
Любят есть медок без спешки, | средний | Левая рука | |
А наевшись, без тревоги | безымянный |
| |
До весны сопят в берлоге. | мизинец |
|
2. «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой сжимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец.
Поднял ушки бурундук, | мизинец |
| |
Он в лесу услышал звук: | безымянный |
| |
- Это что за громкий стук, | средний | Правая рука | |
Тук да тук, тук да тук? | указательный |
| |
- А пойдём, - сказал барсук,- | большой |
| |
Сам увидишь этот трюк: | большой |
| |
Это дятел сел на сук | указательный |
| |
И без крыльев, и без рук | средний | Левая рука | |
Ищет он, где спрятан жук,- | безымянный |
| |
Вот слышен перестук! | мизинец |
|
3. Поочередное соединение всех пальцев
Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 3, затем смена рук
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5
Ищет птичка и в траве
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
И на ветках, и в листве,
смена рук
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5
И среди больших лугов
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
Мух, червей, слепней, жуков.
4. Упражнение с мячиком-ёжиком
Я мячом круги катаю, | между ладоней |
|
|
Взад-вперёд его гоняю. | смена рук |
| |
Им поглажу я ладошку, | соответственно |
| |
Будто я сметаю крошку. | смена рук |
| |
И сомну его немножко, | соответственно |
| |
Как сжимает лапу кошка. | смена рук |
|
|
Каждым пальцем мяч прижму | соответственно |
| |
И другой рукой начну. | смена рук |
| |
А теперь последний трюк: | переброс мяча из руки в руку |
| |
Мяч летает между рук. |
|
|
Разминочные упражнения с мячиком-ёжиком. Движения соответствуют тексту.
5. «Полянка»
Берём квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладём его на колени, и обе руки делают на нём движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке | Прыгаем всеми пальцами по коврику | |
Целый день скакали зайки. | ||
И катались по траве, | Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев | |
От хвоста и к голове. | ||
Долго зайцы так скакали, | «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик | |
Но напрыгались, устали. | ||
Мимо змеи проползали, | Ладони по очереди ползут как змеи | |
«С добрым утром! – им сказали. | ||
Стала гладить и ласкать | Ладони по очереди гладят коврик | |
Всех зайчат зайчиха-мать. | ||
Шла медведица спросонок, | «Переступаем» ребром ладони – как косолапый мишка | |
А за нею – медвежонок. | ||
А потом пришли детишки, | 2-е и 3-и пальцы «идут» | |
Принесли в портфелях книжки. | ||
Стали книжки открывать | Кисти раскрываются, как книжки, ладонями вверх | |
И в тетрадочках писать: | ||
Букву Э и букву О |
| |
Знаем мы с тобой давно. | ||
И запомним навсегда |
| Пишем пальцем на коврике соответствующие буквы, другая рука лежит ладонью на коврике, придерживая его |
Вместе с У и буквой А. | ||
А последней букву Ы |
|
|
Написали дружно мы. | ||
Всё! Тетрадочки убрали | «Бежим» 2-ми и 3-ми пальцами | |
И обедать побежали. |
6. Упражнение с эспандерами
Берём кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребёнок может сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмёт,
Каждый мне привет пошлёт!
7. «Горшки»
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
Упражнения для пальчиков и рук
Вверх ладошки!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
(руки сложили накрест перед грудью).
Вот помощники мои
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять.
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями)
Постучали,
(стучим по столу)
Повертели
(круговые вращения кистью)
И работать захотели.
(потираем руки)
Поработают немножко,
(хлопаем в ладоши)
Мы дадим им отдохнуть.
(сложили ладони вместе)
Постучали,
(стучим по столу)
Повертели
(круговые вращения кистью)
И опять обратно в путь.
(хлопаем в ладоши)
Игры для запоминания графического изображения букв
Игры с пластилином
Можно слепить с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, потом испечь из них печенье.
Игра со счетными палочками или мозаикой
Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.
Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткография».
Буквы из проволоки
Можно делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком можно сочить забавные истории из жизни букв. Например, такую:
«Буква К увидела издали старую знакомую – букву У – и помахала ей « ручкой» (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли гулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – «ку-ку, ку-ку». Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть ее сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз… Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер, и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда пришла к ним на помощь буква А, она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У, получилась совсем другая песенка – АУ…»
Так можно придумать множество историй – насколько хватит фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.
Лучше подбирать сочетания букв, которые имеют определенное значение, - короткие слова или звукоподражания. Например:
АУ – кричат в лесу, когда заблудились;
УА – плачет малыш;
ИА – кричит ослик;
АХ – говорят, когда удивляются;
ОХ – говорят, когда что-нибудь болит;
УХ – говорят, когда тяжело что-то нести или тянуть;
МУ – мычит корова;
НА – значит «возьми»;
НО – погоняем лошадь;
КУ – кукует кукушка;
КО – курочка зовет цыплят;
ПИ – пищит мышонок;
ГА – гогочет гусь;
ХА, ХИ – смеемся;
ДА – соглашаемся;
ДУ – играет дудочка;
ТУ – гудит паровоз;
БИ – гудит машинка;
ЛА – поем песенку.
Игра с красками и водой
Можно предложить ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Развиваем тактильные ощущения
Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.
Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трех букв.
Рисуем буквы в воздухе
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый.
Литература
1. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. Изд. АПН РСФСР, 1961.
2. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. М., 1959.
3. Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. М., 1973.
4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, М., Просвещение, 1970.
5. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма/ Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: ИЦ «Академия», 2002.
6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., Просвещение, 1983.
7. Персон Р.С., Рощина Н.А. Развитие мелкой моторики и осязания у детей, 1958.
8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их предоление у младших школьников. М., 1995.
9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1982
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal_1marina.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи»
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится все актуальнее.
Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые действия с карандашом на основании двигательной импульсации: размашистые движения без попытки зрительной регуляции. В дошкольном возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования.
Основным показателем хорошего почерка, кроме его четкости, является плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению ученых (А.Р. Лурия, 2002; Е.В. Гурьянов, 1959; О.И. Галкина, 1961;
Т.С. Комарова, 1970; И.Н. Садовникова, 1995; М.М. Кольцова, 1973) для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления, чувство ритма.
Отмечается также, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость».
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим, развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.
В дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать координацию движений, пространственные представления, чувство ритма, «ручную умелость» для подготовки к овладению графикой письма. Решая задачи графической подготовки логопед на своих занятиях успешно может формировать все эти качества и, прежде всего, ручную умелость.
Ручная умелость
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь, и другие, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка (М.М. Кольцова, 1973). В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т.д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение людей.
М.М. Кольцова с сотрудниками обращают внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти рук. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев руки имеют здесь отдельное представительство, в то время как крупные мышечные группы рук, ног и туловища представлены суммарно.
Кроме того, проекции движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости.
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка (М.М. Кольцова, 1973), показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгирование, способствуя стойкому повышению работоспособности коры.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.
Что же представляет собой рука к моменту поступления ребенка в школу?
Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. О.М. Бабак (1955) считает, что мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В своих исследованиях он делает такие выводы: во-первых, основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения, во-вторых, после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к семи годам довольно значительной величины, в-третьих, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще не совершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников.
Р.С. Персон и Н.А. Рощина (1958), рассматривая координацию деятельности мышц-антагонистов при движении пальцев рук человека, отмечают, что второй, третий, четвертый и пятый пальцы имеют два общих сгибателя, а также общий разгибатель. Сухожилие каждой из этих мышц разделяется на четыре тяжа, которые прикрепляются к фалангам четырех пальцев. Собственные мышцы, причем только разгибатели, имеют лишь пятый и второй пальцы. Встает вопрос: каким образом при этих условиях осуществляются изолированные движения одним пальцем? Этот вопрос еще в 1863 году поставил И.М. Сеченов. Обследования показали, что такое движение может осуществляться при возбуждении антагонистов, которые удерживают от сгибания другие пальцы.
Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
В современном обществе, согласно имеющимся литературным данным, у 95 % людей правая рука является более активной, среди остальных 5 % встречаются люди с доминирующей функцией левой руки и амбидекстры, которые используют правую и левую руки в равной мере. Тенденция к активным действиям правой или левой рукой четко проявляется только у людей.
Очень интересны в отношении развития праворукости у людей данные археологии. Изучение оружия и орудий труда каменного века показало почти равное количество предметов, приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обхода и орудий более позднего исторического периода (бронзового века) уже оказываются предназначенными для правой руки. Это приводит к предположению, что происхождение праворукости связано с культурой. Многие исследователи склонны объяснять развитие праворукости нуждами военной деятельности: левой рукой они прикрывали щитом сердце, а правой наносили удар.
В первые месяцы жизни ребенка не удается установить превалирования функций той или другой руки (М.М. Кольцова, 1973). На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Некоторые исследователи склонны считать, что праворукость есть следствие научения.
В связи с проблемой развития речевых областей в обоих полушариях встает вопрос о тренировке тонких движений пальцев обеих рук. Невропатология говорит о том, что в случае, например, травм, сосудистого поражения в левом полушарии амбидекстры оказываются в более выгодном положении – они сохраняют речь. И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее – амбидекстров).
Совершенно очевидно, что недопустима «переделка» левши в правшу такими приемами, как привязывание левой руки, удары по ней и т.п. Н. Манн как психолог обращает внимание на то, что «упорные левши» противостоят сильному социальному давлению (требованиям семьи и школы пользоваться преимущественно правой рукой), и поэтому он считает стойкую леворукость признаком сильной личности.
По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение действий с предметами в обиходе как-то распределить между ними.
В то же время следует отметить, что у детей, которые занимаются музыкой и, значит, имеют усиленную тренировку пальцев рук, не обнаруживается преимущества в поддержании высокого уровня работоспособности коры. По-видимому, имеется какой-то предел, далее которого проприорецепция с пальцев рук уже не оказывает описанного положительного эффекта или даже вызывает утомление.
Именно поэтому исследователи, занимающиеся этим вопросом, считают, что очень важно экспериментально определить границы, в пределах которых тренировка пальцев рук полезна.
Рассматривая движения руки во время письма, многие исследователи отмечают, что существуют различные способы выписывания букв (Е.В. Гурьянов, 1959). Однако письмо, выполняемое движениями пальцев, целесообразнее, так как является наиболее экономным, а следовательно, потенциально более скорым. У детей же младшего школьного возраста кистевые движения развиты лучше, чем движения пальцев. Кроме того, исследования Е.Н. Соколовой, проведенные с детьми четырех-семи лет для изучения возможности подготовки к формированию навыка письма, показали, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев (наиболее задействованных в процессе письма) и труднее – вращательные движения этих пальцев. Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, в частности сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Упражнения «для пальчиков» можно разделить на несколько групп:
- упражнения для массажа (или самомассажа) рук;
- упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;
- упражнения без предметов;
- упражнения с различными предметами;
- гимнастика для пальцев;
- упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.
Развивая мелкую моторику, решая задачи графической подготовки, можно и нужно проводить профилактику одного из видов дисграфии – стойкого нарушения письма, который заключается в замене и искажении букв.
В этой связи интересны игры, помогающие ребенку выучить и запомнить графические изображения букв:
- игры с пластилином;
- игры со счетными палочками и мозаикой;
- ниткография;
- буквы из проволоки;
- рисование (пальчиком, рукой, палочкой) в воздухе, на запотевшем окне, на песке (на манке);
- игры на развитие тактильных ощущений, рисование пальчиком на теле (щеке, руке, спине).
Практическая часть
1. Массаж «прижимающий»
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Шёл медведь к своей берлоге | мизинец | ||
Да споткнулся на пороге | безымянный | ||
«Видно, очень мало сил | средний | Правая рука | |
Я за зиму накопил», - | указательный | ||
Так подумал и пошёл | большой | ||
Он на поиск диких пчёл. | большой | ||
Все медведи – сладкоежки, | указательный | ||
Любят есть медок без спешки, | средний | Левая рука | |
А наевшись, без тревоги | безымянный | ||
До весны сопят в берлоге. | мизинец |
2. «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой сжимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец.
Поднял ушки бурундук, | мизинец | ||
Он в лесу услышал звук: | безымянный | ||
- Это что за громкий стук, | средний | Правая рука | |
Тук да тук, тук да тук? | указательный | ||
- А пойдём, - сказал барсук,- | большой | ||
Сам увидишь этот трюк: | большой | ||
Это дятел сел на сук | указательный | ||
И без крыльев, и без рук | средний | Левая рука | |
Ищет он, где спрятан жук,- | безымянный | ||
Вот слышен перестук! | мизинец |
3. Поочередное соединение всех пальцев
Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 3, затем смена рук
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5
Ищет птичка и в траве
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
И на ветках, и в листве,
смена рук
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5
И среди больших лугов
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
Мух, червей, слепней, жуков.
4. Упражнение с мячиком-ёжиком
Я мячом круги катаю, | между ладоней | ||
Взад-вперёд его гоняю. | смена рук | ||
Им поглажу я ладошку, | соответственно | ||
Будто я сметаю крошку. | смена рук | ||
И сомну его немножко, | соответственно | ||
Как сжимает лапу кошка. | смена рук | ||
Каждым пальцем мяч прижму | соответственно | ||
И другой рукой начну. | смена рук | ||
А теперь последний трюк: | переброс мяча из руки в руку | ||
Мяч летает между рук. |
Разминочные упражнения с мячиком-ёжиком. Движения соответствуют тексту.
5. «Полянка»
Берём квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладём его на колени, и обе руки делают на нём движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке | Прыгаем всеми пальцами по коврику | |
Целый день скакали зайки. | ||
И катались по траве, | Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев | |
От хвоста и к голове. | ||
Долго зайцы так скакали, | «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик | |
Но напрыгались, устали. | ||
Мимо змеи проползали, | Ладони по очереди ползут как змеи | |
«С добрым утром! – им сказали. | ||
Стала гладить и ласкать | Ладони по очереди гладят коврик | |
Всех зайчат зайчиха-мать. | ||
Шла медведица спросонок, | «Переступаем» ребром ладони – как косолапый мишка | |
А за нею – медвежонок. | ||
А потом пришли детишки, | 2-е и 3-и пальцы «идут» | |
Принесли в портфелях книжки. | ||
Стали книжки открывать | Кисти раскрываются, как книжки, ладонями вверх | |
И в тетрадочках писать: | ||
Букву Э и букву О | ||
Знаем мы с тобой давно. | ||
И запомним навсегда | Пишем пальцем на коврике соответствующие буквы, другая рука лежит ладонью на коврике, придерживая его | |
Вместе с У и буквой А. | ||
А последней букву Ы |
| |
Написали дружно мы. | ||
Всё! Тетрадочки убрали | «Бежим» 2-ми и 3-ми пальцами | |
И обедать побежали. |
6. Упражнение с эспандерами
Берём кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребёнок может сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмёт,
Каждый мне привет пошлёт!
7. «Горшки»
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
Упражнения для пальчиков и рук
Вверх ладошки!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
(руки сложили накрест перед грудью).
Вот помощники мои
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять.
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями)
Постучали,
(стучим по столу)
Повертели
(круговые вращения кистью)
И работать захотели.
(потираем руки)
Поработают немножко,
(хлопаем в ладоши)
Мы дадим им отдохнуть.
(сложили ладони вместе)
Постучали,
(стучим по столу)
Повертели
(круговые вращения кистью)
И опять обратно в путь.
(хлопаем в ладоши)
Игры для запоминания графического изображения букв
Игры с пластилином
Можно слепить с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, потом испечь из них печенье.
Игра со счетными палочками или мозаикой
Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.
Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткография».
Буквы из проволоки
Можно делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком можно сочить забавные истории из жизни букв. Например, такую:
«Буква К увидела издали старую знакомую – букву У – и помахала ей « ручкой» (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли гулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – «ку-ку, ку-ку». Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть ее сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз… Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер, и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда пришла к ним на помощь буква А, она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У, получилась совсем другая песенка – АУ…»
Так можно придумать множество историй – насколько хватит фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.
Лучше подбирать сочетания букв, которые имеют определенное значение, - короткие слова или звукоподражания. Например:
АУ – кричат в лесу, когда заблудились;
УА – плачет малыш;
ИА – кричит ослик;
АХ – говорят, когда удивляются;
ОХ – говорят, когда что-нибудь болит;
УХ – говорят, когда тяжело что-то нести или тянуть;
МУ – мычит корова;
НА – значит «возьми»;
НО – погоняем лошадь;
КУ – кукует кукушка;
КО – курочка зовет цыплят;
ПИ – пищит мышонок;
ГА – гогочет гусь;
ХА, ХИ – смеемся;
ДА – соглашаемся;
ДУ – играет дудочка;
ТУ – гудит паровоз;
БИ – гудит машинка;
ЛА – поем песенку.
Игра с красками и водой
Можно предложить ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Развиваем тактильные ощущения
Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.
Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трех букв.
Рисуем буквы в воздухе
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый.
Литература
1. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. Изд. АПН РСФСР, 1961.
2. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. М., 1959.
3. Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. М., 1973.
4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, М., Просвещение, 1970.
5. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма/ Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: ИЦ «Академия», 2002.
6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., Просвещение, 1983.
7. Персон Р.С., Рощина Н.А. Развитие мелкой моторики и осязания у детей, 1958.
8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их предоление у младших школьников. М., 1995.
9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...
Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
Информация для родителей на стенд о нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Важным фактором успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.
В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ у...
Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи....
Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи
презентация на методическом объединении...
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи...