Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

Что нужно ребенку для успешного овладения письмом. Прежде всего, необходимо развить мелкую моторику. Движения пальцев рук и кисти развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Захватывание предметов — шарика, кубика — формируется примерно к 15 месяцам; графические движения требуют более сложных координаций и поэтому развиваются дольше. Если специально не упражнять руку ребенка, то и в шесть лет он с трудом будет выполнять графические задания.        

Основные показатели хорошего почерка - плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Действительно, ритмичность в письме освобождает мышца от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения становятся легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления и чувство ритма

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, ; направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.

В дошкольном возрасте не  только можно, но и необходимо развивать координацию движений, пространственные представления, чувство ритма, ручную  умелость для подготовки к овладению графикой письма. Решая задачи графической подготовки,  логопед на своих занятиях может успешно формировать все эти качества и, прежде всего, ручную умелость.

В связи с этим интересны игры, помогающие ребенку выучить и запомнить графические изображения букв:

игры с пластилином;

игры со счетными палочками и мозаикой;

ниткография;

игры е буквами из проволоки;

рисование (пальцем, рукой, палочкой) в воздухе, на запотевшем окне, на песке (на манке);

игры на развитие тактильных ощущений, рисование пальчиком нателе (щеке, руке, спине). Приведем примеры пальчиковых игр и упражнений, а также массажа рук.

Массажрук

«Прижимающий» массаж (самомассаж) «Медведь»

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Указательный палец другой руки по очереди нажимает на каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево- вправо, На каждую строчку—нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге,

Работа с пальцами правой руки. Нажим на мизинец.

Да споткнулся на пороге.

Нажим на безымянный палец.

«Видно, очень мало сил

Нажим на средний палец.

за зиму накопил», — Нажим на указательный палец. Так подумал и пошел Нажим на большой палец.

Он на поиск диких пчел.

Работа с пальцами левой руки. НаЖИМ на большой палец.

Все медведи — сладкоежки, Нажим на указательный палец. Любят есть медок без спешки, Нажим на средний палец.

А наевшись, без тревоги Нажим на безымянный палец. До весны сопят в берлоге. Нажим на мизинец.

Массаж «Щелчки»

Ладонь одной руки прижата к столу, пальцы разведены. Другой рукой нужно приподнять пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъему), затем отпустить.

Поднял ушки бурундук,

Работа с пальцами правой руки. Дети приподнимают мизинец.

Он в лесу услышал звук.

Безымянный палец.

— Это что за громкий стук,

Средний палец.

Тук да тук, тук да тук?

Указательный палец.

— А пойдем, — сказал

.... барсук,—

Большой палец.

Сам увидишь этот трюк:

Работа с пальцами левой рук

Дети приподнимают большой палец

Это дятел сел на сук

Указательный палец.

И без крыльев, и без рук

Средний палец.

Ищет он, где спрятан жук,

Безымянный палец.

Вот и слышен перестук!

Мизинец.

Упражнения для рук

Упражнение «Соединим пальцы»

Логопед читает стихотворение. Дети поочередно соединяют все пальцы с большим. На каждый ударный слог пальцы одной; руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5$ 5, 4, 3, 2. Затем руки меняются

Упражнение с мячиком-ежиком «Поиграем с мячиком»        

Дети выполняют движения по тексту.

Я мячом круги катаю,

Дети катают мячик между ладонями.

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Гладят им ладонь.

Будто я сметаю крошку. .

И сомну его немножко,

Мнут мячик правой рукой.

Как сжимает лапу кошка.

Мнут мячик левой рукой.

Каждым пальцем мяч прижму

Прижимают мяч по очереди каждым пальцем.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Перебрасывают мяч из руки в РУКУ-

Мяч летает между рук.

Упражнение «Полянка»

Используется квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Логопед кладет его на колени ребенку, он выполняет движения по тексту.

На полянке, на лужайке

Дети «прыгают» всеми пальцами по коврику.

Целый день скакали зайки.

И катались по траве

Прокатывают ладони от основания к кончикам пальцев.

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

«Прыгают» и «ложатся» ладонями на коврик.

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

Ладонями по очереди ползут, как змеи.

«С добрым утром!»— высказали.

Стала гладить и ласкать

Ладонями по очереди гладят коврик.

Всех зайчат зайчиха-мать.

Шла медведица спросонок,

«Переступают» ребром ладони, как косолапый мишка.

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Указательный и средний пальцы «идут».

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

Раскрывают кисти, как книжки, ладонями вверх;

И в тетрадочках писать.

Упражнение с эспандерами «Друзья»

Используется кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребенок может сжать). Логопед читает стихотворение. Дети сжимают эспандер на каждый ударный слог. После каждой строчки —- смена рук.

Я в друзьях души не чаю, Я друзей своих встречаю. Каждый руку мне пожмет, Каждый мне привет пошлет!

Упражнение «Горшки»

Логопед насыпает на блюдце горох. Дети большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берут горошины одну за одной, и удерживая их в руке (как при сборе ягод), набирают целую горсть. После двустишия—смёна рук; Каждая горошина берется на ударный слог(всего, таким образом, их нужно собрать 16 шт.). Можно заменить горох

желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.                

С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки— Руки держат все горошки.        

Упражнение «Вверх ладошки!»

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!.

Дети хлопают в ладоши вверху.  По коленкам шлеп, шлеп! , Хлопают по коленям.        

По плечам теперь похлопай, Хлопают по плечам.

По бокам себя пошлепай!

Хлопают по бокам.

Можем хлопнуть за спиной!  Хлопают за спиной.        

Хлопаем перед собой!        

Хлопают перед собой.        

Вправо можем! Влево можем. Хлопают справа и слева.

И крест-накрест руки сложим Складывают руки крест-накрест перёд грудью.        

Игры с пластилином

Можно слепить с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепить их на гладкие дощечки, которые позже используют для

тактильного исследования. Логопед просит ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, потом испечь из них печенье.

Игра со счетными палочками или мозаикой

Дети выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки дети изображают букву на кусочке фланели.

Игры с буквами из проволоки

Можно делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком можно сочинить забавные истории из жизни букв. Например, такую: «Буква К увидела издали старую знакомую — букву У — и помахала ей ручкой (своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались, взялись за руки и пошли гулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки: “Ку-ку, ку-ку”. Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть ее сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели: “Ку”, а потом еще и еще раз... Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер, и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда пришла к ним на помощь буква А, она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У, получилась совсем другая песенка: “Ау”.,..»

Можно придумать множество историй—насколько хватит фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая буквы в слоги.

Игра с красками и водой

Можно предложить ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.

Развитие тактильных ощущений

Чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине ребенка. Если он уже немного читает, может тактильно «прочитать» короткое слово из 2—3 букв.

«Рисование» букв в воздухе .

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как бы дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...

Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

Информация для родителей на стенд о  нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Важным фактором  успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.

В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ у...

Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи....

Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...