Статья: "Правила общения родителей с детьми для развития речи
статья
В данной статье даны рекомендации по общению родителей с детьми для развития речи. Также присутствуют игры с рождения, направленные на развитие слухового восприятия речи, игры, направленные на стимулирование гуления и на понимание речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_obshcheniya_roditeley_s_detmi_dlya_razvitiya_rechi.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила общения родителей с детьми для развития речи.
Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.
Речь – наиболее совершенное, емкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребенка с окружающими людьми. С ее помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться.
Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.
Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребенка в общечеловеческую культуру. Слушая сказки, стихи, песни, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества, знакомится с произведениями детских писателей и поэтов, у него формируется интерес к книге.
Учитывая важность данной проблемы необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
Ребенок издает звуки, близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.
Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.
Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!
Правила общения с детьми
- Разговаривайте с ребенком низким голосом. Это связано с тем, что дети склонны к формированию зажатого голоса, значительно более высокого, чем их естественный. Речь у детей начинается с крика — с интенсивного выражения эмоции. Эмоциональное напряжение всегда вызывает напряжения мышц: плеч, гортани и речевых органов. От этого голос у ребенка повышается.
- Разговаривайте с ребенком спокойно и тихо. Громкие звуки отрицательно влияют на детей.
- Когда вы общаетесь с ребенком, вокруг не должно быть посторонних источников звуков. Это будет отвлекать его, мешать слышать вас. Ведь он еще не способен фокусировать внимание на конкретных звуках, он только этому учится.
- Когда говорите с ребенком, он должен видеть ваше лицо, чтобы иметь возможность копировать вашу артикуляцию.
- Говорите с ребенком только о том, что вы в данный момент с ним делаете, или о том, что его окружает и что можно легко ему показать.
- Говорите медленно, в основном используйте предложения из двух слов или даже просто односложно называйте предметы и действия.
- Знакомьте ребенка с названиями действий (не только — предметов), так как именно вокруг глагола впоследствии образуется фраза.
- В первую очередь ребенок начинает различать в речи интонации, поэтому разговаривайте выразительно.
- В общении с ребенком широко используйте жестовую речь — так ему легче понимать смысл ваших высказываний.
- Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. В возрасте до года у ребенка закладываются некоторые психологические комплексы, в том числе страх перед тактильным (через прикосновение) общением. Поэтому с раннего возраста ребенок не должен иметь барьеров для прикосновения.
- Если ребенок сделал вам больно, скажите, что вам больно, но не говорите «нельзя». Если ребенок пытается обратить на себя внимание, а вам в этот момент не до него, хотя бы как-то откликнитесь на его обращение, погладьте по голове, скажите что-нибудь. Ребенок должен быть уверен, что его попытка контакта не будет отвергнута. Тогда он не будет бояться «направляться» к собеседнику.
Игры с рождения, направленные на развитие слухового восприятия речи
«Музыкальная игрушка»
Повесьте над кроваткой любую музыкальную игрушку так, чтобы ребёнок с лёгкостью мог дотянуться до неё. Услышав музыку, малыш обязательно сосредоточит на ней своё внимание.
«Где мама?»
Малыш находится в кроватке. Ходите вокруг неё и с разных сторон окликайте малыша. Важно, чтобы ребёнок понял, откуда доносится голос матери.
«Тихо—громко»
Попробуйте поговорить с малышом разным голосом: высоким, низким, нараспев или шёпотом.
Игры с рождения, направленные на стимулирование гуления
«Повторюшка»
Вариант I
Взяв малыша на руки, обязательно привлеките его внимание к своему лицу. Для этого можно щёлкнуть языком, поцокать или же просто поцеловать своего кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить отдельные звуки: «гу-у-у», «агы-ы», «агу-у» и т. д. Как только малыш станет повторять звуки за вами, то есть «агукать», начните повторять звуки, произнесённые им.
Вариант II
Малыш лежит в кроватке и произносит звук «а-а-а». Подойдите к малышу со словами: «Скажи а-а-а». Ребёнок должен повторить тот звук, который он уже произносил.
«Колыбельная песня»
Сядьте на диван так, чтобы спина была выпрямлена, а угол в коленях составлял 90°. Положите малыша к себе на колени и начните петь ему колыбельную песенку, постепенно делая голос тише и тише.
Упражнения на понимание речи
Упражнение 1
Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка упадет, скажите малышу: «Упала — ба-а-ах».
Упражнение 2
Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: «Машенька кушает — ам-ам» или «Антошка хочет спать — бай-бай».
Упражнение 3
Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: «Это киска — мяу-мяу» или «Это собачка -гав-гав». Пусть малыш старается повторить за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав».
Упражнение 4
Спросите у малыша: «А где же мишка?» Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку.
Упражнение 5
Если во время кормления вы будете повторять: «Открой ротик», «Откуси яблочко», «Попей водичку» и т. д., то ребёнок довольно быстро начнет понимать эти слова.
Проводите с малышом время с пользой. Эти несложные игры, упражнения и правила помогут Вам достичь желаемый результат. Помогите Вашему малышу познать этот мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Формы работы с детьми по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикет...
Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современная модель образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундам...
Общение - как важнейшее условие развития речи детей.
Консультация для родителей на тему: "Общение - как важнейшее условие развития речи детей"...
статья "Правила эффективного общения родителей с детьми"
quot;Правила эффективного общения родителей с детьми"...
Статья для родителей "Общение как важнейшее условие развития речи"
Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении &ndash...
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи у детей через общение и игру»
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её, и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность...