Статья: "Проблемы адаптации детей к ДОУ"
статья

Кулякина Светлана Донатовна

Подготовил воспитатель ГБДОУ № 119 Фрунзенского района СПб Кулякина Светлана Донатовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации детей


           
Детское учреждение – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. 
          Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
          Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на него, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
         Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского учреждения. Дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы учреждения навыками коммуникации.
         Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
        Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
       На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

           Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
           Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
          Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды. 
         Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.
К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
-наличие у ребенка своеобразных привычек,
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
I этап - подготовительный.
           Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
          Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
          Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
          Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
II этап – основной.
           Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
           Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
III этап – заключительный.
          Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Меры, облегчающие адаптацию:

1.  Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским садом:
- проконсультироваться у психолога;
- посетить занятия;
- пройти с экскурсией по детскому саду;
- посетить «День открытых дверей».
2.  Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
3.  В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
4.  Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детского сада.
6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу.
8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 
9.  Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим .
11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

           Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома– важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
          Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
          Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если:
•  Ребенок ест с аппетитом;
•  Быстро засыпает, вовремя просыпается;
•  Эмоционально общается с окружающими.
•  Играет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Статья "Проблемы социальной адаптации и социального здоровья детей, подростков и молодёжи: выявление и профилактика факторов риска, современные подходы и технологии"

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адапта...

Статья «Проблема мотивации у детей на занятиях в Доме детского творчества»

Исследование.Применение в  работе некоторых современных образовательных технологий и исследование их влияния на мотивацию детей к занятиям....

Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...

Статья "Проблемы и возможности детей мигрантов, посещающих детский сад"

Педагогическая статья из опыта работы с детьми мигрантов,для которых русский язык является не родным....

Свидетельство . Статья "Проблема общения у детей дошкольного возраста"

Проблема общения у детей дошкольного возраста....

Статья «Проблема застенчивости у детей старшего дошкольного возраста».

Статья «Проблема застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»....