Статья "Проблемы и возможности детей мигрантов, посещающих детский сад"
статья на тему
Педагогическая статья из опыта работы с детьми мигрантов,для которых русский язык является не родным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_vozmozhnosti_detey_migrantov_poseshchayushchih_detskiy_sad.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
Проблемы и возможности детей мигрантов, посещающих детский сад
Challenges and opportunities for migrant children attending kindergarten
Г.Е.Ерзина
МБДОУ №18 «Ягодка» г.Калуга erzina.galina@yandex.ru
G.E.Erzina
Of MDOU d / s n 18 Yagodka Kaluga erzina.galina@yandex.ru
Аннотация: в статье рассмотрены методы и приемы систематической работы по социальной и образовательной адаптации детей мигрантов дошкольной образовательной организации.
Annotation: the article describes the methods and techniques of systematic work on the social and educational adaptation of migrant children preschool educational organization.
Ключевые слова: дети мигрантов, адаптация, трудности, традиции, культура, комфортная среда, родители, партнерство.
Key words: migrant children, adaptation, difficulties, traditions, culture, comfortable environment, parents, partnership.
В настоящее время в нашу страну увеличился приток беженцев, которые вынуждены покидать свои государства семьями вместе с детьми. А согласно части 2 статьи 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «иностранные граждане обладают равными с гражданами РФ правами на получение дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования», т.е. дети из семей мигрантов поступают в дошкольные образовательные организации вместе с русскоязычными детьми.
Смена языка, страны, традиций, культуры влечет за собой у детей мигрантов воспитательные и образовательные проблемы в образовательных учреждениях. Над проблемой их адаптации в образовательных учреждениях работал П.А. Сорокин, который отмечал, что в лучшей мере обеспечивает мобильность индивида, его место в социуме среда, которая его окружает.
Дошкольная организация является первой ступенью социализации и образования ребенка мигранта. Именно в детском саду формируются нормы поведения в обществе, навыки необходимые в жизненных ситуациях, дается представление о культуре и традициях страны, в которой они живут. В данном контексте необходима комплексная и систематическая работа педагогов, начиная с социальной адаптации, помогая ребенку преодолеть трудности вживания в новую среду общения без психологической напряженности и повышенной конфликтности. Одновременно перед воспитателями встает задача по развитию языковых трудностей ребенка и повышению познавательной активности.
Опыт работы в группе дошкольной образовательной организации, сформированную из детей на 30 % состоящую из дошкольников разной национальности со слабым знанием или незнанием русского языка подтверждает выводы психологов о том, что становление личности происходит под влиянием семьи и социума, который окружает ребенка. Поэтому свою работу с детьми планируем при тесном партнерстве родителей всех детей, с детьми группы и педагогами-специалистами.
Свою работу начали в тесном партнерстве с родителями детей мигрантов для выявления:
- условий, в которых находились их дети до приезда в нашу страну;
- о степени понимания родителями и детьми русского языка;
- о культуре и традициях страны, в которой они проживали;
- о проблемах, которые у них возникли в нашем детском саду.
После того как собрали интересующую нас информацию от родителей, вовлекали их в различные выставки поделок и рисунков организованные для всех родителей группы и приуроченные к государственным праздникам, такие как «Лучший национальный рецепт мамы», «Традиции нашего быта», «Наша дружная семья» и другие. Часто проводили консультирование и беседы с родителями, предпочитая устную форму, чтобы убедится в том, что они понимают смысл поступающей информации. Проводили мастер-классы «Играем – речь развиваем», «Экспериментируем дома», «Сказка ложь, да в ней намек» и другие. Предлагали просмотр непосредственно-образовательной деятельности, чтобы родители могли не только теоретически, но и практически увидеть результаты, которых достигли их дети и какие проблемы еще остаются.
Работу с детьми мигрантов начали одновременно с социальной и образовательной адаптации с учетом межкультурных коммуникаций. Важная роль в условиях адаптации отводится воспитателю группы, так как нет четких методов и приемов в работе с детьми мигрантов, им приходится более тщательно продумывать систему работы в группе. Воспитатель способствует толерантным взаимоотношениям со сверстниками, результатом чего становится комфортная эмоциональная среда, от которой напрямую зависит уровень усвоения детьми основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
В систематическую работу нашей группы были включены беседы о культуре разных национальностей, знакомство со сказками и легендами разных народов, такие как «Бей и батрак», «Красавица Тысяча Косичек», «Богач и бедняк», «Девять лодырей» и многие другие. Был оформлен уголок патриотического воспитания, в котором подобран материал иллюстраций и фотографий нашего края и края детей мигрантов, создан альбом народных костюмов стран СНГ. Систематически знакомили детей с народными играми: «Семь камней», «Цветы и ветерки», «Белый тополь, зеленый тополь», «Лисица и заяц» другие. Дети мигрантов знакомили других сверстников в группе со словами приветствия на их родном языке, что способствовало более комфортному микроклимату. Планировали ежедневный индивидуальный подход для достижения образовательных целей, особенно с детьми, которые плохо понимали русский язык.
Результат такой работы показал положительную динамику по всем критериям образовательных областей, а уже к началу средней группы дети мигрантов хорошо понимали русский язык и разговаривали на нем. На сегодняшний день дети достигли 6-7 летнего возраста и только некоторые из детей допускают не значительные речевые ошибки.
Таким образом, используя комплексную и систематическую работу по социальной и образовательной адаптации детей мигрантов, преодолевая трудности, они плавно приближаются к новым возможностям.
Литература:
- Абсалямова, А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст]/ А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997-63с.
- Ковалева, Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www. studmed.ru/docs/document21767/content
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_140174/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей мигрантов в детском саду
Об адаптации детей мигрантов. О помощи родителей и воспитателей таким детям....
Адаптация детей мигрантов в детском саду
Об адакптации детей мигрантов в саду. О помощи им со стороны воспитателей и родителей....
Адаптация детей мигрантов в детском саду
О помощи детям мигрантов со стороны родителей и воспитателей....
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Родители детей-мигрантов не всегда способны зарание объяснить, что люди в мире говорят на разных языках. По этому дети-мигрантов проходят труднее адаптацию....
"Адаптация детей мигрантов в детском саду"
"Адаптация детей мигрантов в детском саду" В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграци...
Консультация «Проблемы социализации детей — мигрантов, посещающих ДОУ»
Консультация «Проблемы социализации детей — мигрантов, посещающих ДОУ»Консультация «Проблемы социализации детей — мигрантов, посещающих ДОУ»Проблема приоб...
Адаптация детей-мигрантов в детском саду
Успешность адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья – образовател...