«Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Возраст от 5 до 6 лет новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не предоставляется им столь значимым, как например последующий, седьмой год жизни. Между тем изменение структуры школы и перестройка её работы повышают значение данного возрастного этапа, готовящего ребёнка к поступлению в школу, с одной стороны, с другой обеспечивающего его дальнейшее развитие и воспитание. Шестой год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной систематической коллективной деятельности, произвольной регуляции своего поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей
«Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Возраст от 5 до 6 лет новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не предоставляется им столь значимым, как например последующий, седьмой год жизни. Между тем изменение структуры школы и перестройка её работы повышают значение данного возрастного этапа, готовящего ребёнка к поступлению в школу, с одной стороны, с другой обеспечивающего его дальнейшее развитие и воспитание. Шестой год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной систематической коллективной деятельности, произвольной регуляции своего поведения. Используя разные формы педагогического общения, необходимо разъяснить родителям, что воспитание пятилетних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти новые возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году. Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания- они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную (игра, труд, обучение на занятиях) деятельность, основной задачей которой является воспитание начал общественной направленности, накопление опыта коллективной жизни. Программа, методы обучения на занятиях постепенно приобретают характер учебной деятельности (темп занятий, их последовательность и организация, воспитание у детей элементарных навыков учебной работы). Игра всё чаще оказывается не только содержанием свободного времени, но и выступает в качестве одного из видов интересной и полезной деятельности, средством воспитания доброжелательного общения, положительных взаимоотношений детей, нравственного поведения.
С первых дней нового учебного года воспитатели группы начинают работать в тесном контакте с семьёй. При этом они руководствуются годовым планом детского учреждения, конкретизируя его в соответствии с задачами воспитания и особенностями детей своей группы. В первую очередь надо ознакомить родителей, а также и других членов семьи с тем, какие задачи стоят в текущем году по воспитанию и обучению детей шестого года жизни, какими методами и в каких формах они будут решаться. В большинстве семей своих воспитанников педагоги побывали уже не один раз, поэтому теперь целесообразнее уделить большее внимание тем формам, которые обеспечивают возможность одновременного общения с коллективом родителей: собрания, выставки, беседы и другое. Не позднее октября намечается первое групповое родительское собрание. Тема его может быть следующей: «Старший дошкольный возраст - какой он? (задачи и особенности воспитания детей от 5 до 6 лет)». В процессе подготовки к собранию оформляется стенд. На нём, кроме общих материалов о режиме детей в группе и дома, о содержании повседневной деятельности детей, - помещаются и специальные по теме предстоящего собрания, например задачи воспитания детей на шестом году жизни, статья о специфике методов воспитания и обучения, описание одного конкретного дня ребёнка в группе, дома и так далее. В повседневных беседах, кроме текущих вопросов, педагоги обсуждают и те, которые связаны с предстоящим собранием (какие, например, трудности возникают у отца, матери в воспитании у ребёнка умения сосредоточенно заниматься дома, выполнять, не отвлекаясь, порученное дело). На втором собрании (январь февраль) можно обсудить тему «Развитие познавательной деятельности детей», ибо целенаправленная работа с ребёнком шестого года жизни явится хорошей основой для подготовки к школе. На заключительном собрании (май) обычно анализируются трудности, которые приходилось преодолевать в ходе воспитательной, образовательной работы, выявляются их причины, намечаются основные задачи для следующей 4 ступени. Доклад можно назвать, например, так: «Чего достигли наши дети к концу шестого года жизни?». В промежутках между собраниями организуются коллективные и индивидуальные беседы, консультации, осуществляются другие формы работы. Если возникает необходимость, воспитатели проводят ещё одно групповое собрание в середине учебного года. В докладах, беседах, на консультациях воспитатели показывают роль игр, труда и других видов детской деятельности в формировании личности ребёнка, рассказывают, как организуются они в детском саду, что целесообразнее делать дома. Проводя заранее запланированную беседу на ту или иную тему, воспитатель должен отчётливо представлять себе, что одноразовый разговор не может дать ощутимого результата. Чтобы наметились сдвиги в развитии ребёнка, с одной стороны, и чтобы родители овладели соответствующими знаниями, с другой, педагог систематически проводит индивидуальные беседы. Важно, они были содержательны. Беседуя с родителями, педагог подчёркивает возможности дальнейшего развития их ребёнка, исправления его поведения, но для этого необходимо учить его нужным навыкам, обогащать жизненный опыт. Вместе с тем важно всякий раз подчёркивать роль семьи в решении той или иной воспитательной задачи, необходимость установления единого подхода к ребёнку в семье и детском саду. Беседы проводятся, конечно, и по более частным текущим вопросам. Чтобы вызвать у родителей доверительное отношение к педагогу, что в свою очередь позволит повысить воспитательный эффект беседы, не следует забывать, что начать её всякий раз нужно с положительных примеров. Особого внимания требует система в работе с теми родителями, дети которых приняты в старшую группу недавно или пришли после длительного перерыва; с семьями, вызывающими тревогу. Беседы с ними могут быть проведены и непосредственно в семье.
Учитывая особенности детей 5-6 лет и задачи их воспитания, а также необходимость индивидуального подхода, можно наметить примерную тематику. Целесообразно объединять родителей, имеющих хороший опыт по обозначенным вопросам, и тех, кто испытывает трудности. Приведём пример беседы на тему: «Зачем детям математика?». «Математика выявляет порядок, симметрию и определённость. Это важнейшие виды прекрасного.» (Аристотель.) «Природа формирует свои законы языком математики»- Эти слова принадлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов (что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать её в каждом следующем частном случае заново). Самый простой пример: 3+2 всегда 5, о чём бы не шла речь - о песчинках или планетах, о морях или цветах. Эту идею можно дать детям. Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребёнка и его интеллект. Основная цель занятия математикой дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, напомнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа играют тоже большую смысловую роль. Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названия 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и 6 красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формировать, но нужно организовать опыт работы ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета. Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй. Так при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или старшего ребёнка со своими: выяснить, какая туфелька больше (меньше), прикладывая подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что они будут есть большой ложкой, а что маленькой. На прогулке предложите собирать большие и маленькие камешки, листья, шишки. Эти и другие задания позволяют учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова «большой маленький». А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии и назывании красного, жёлтого, зелёного и синего цветов. 1. При одевании на прогулку обсудите с ребёнком, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги или туфли. 2. Собирая осенние листья, выберите красные, жёлтые, зелёные, коричневые. 3. Увидев в магазине ленты, предложите ребёнку назвать цвет ленты. А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии формы. 1. Принесите ребёнку много разных банок и флаконов с крышками, чтобы он имел возможность подобрать крышки по форме и по размеру.
На прогулке аккуратно намочите подошвы, сделайте отпечатки и сравните их по форме и по размеру. 3. Замесив тесто для печенья, делайте их вместе с ребёнком. По возможности как-то называйте их («сердечко», «звёздочка», «полумесяц»). А поупражняться в счёте поможет игра в «магазин». Вы будете выполнять роль продавца: продавать штучный товар, считать его и называть стоимость покупки. А ребёнок отсчитывать деньги (фишки) и пересчитывать товар, так как продавец иногда ошибается. Формирование элементарных математических представлений, в конечном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребёнке. Важно, чтобы знакомство ребёнка с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных предметах, чтобы ребёнок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Консультация в отличие от беседы, предусматривает сообщение родителям последовательных сведений по определённой теме, поэтому подготовка к ней требует от воспитателя ознакомления со специальной литературой; хорошо также, если в группе будет накапливаться наглядный материал, оформления ширм, выставок, разработки памяток, рекомендаций. Так может быть проведена консультация на тему: «Как организовать игры детей с использованием занимательного математического материала». Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному материалу поможет решить ряд педагогических задач. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных 8 проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способствует формированию готовности к школьному обучению. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата). Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур силуэтов из специального набора «ТАНГРАМ»). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. 9 Особое место математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, треугольника. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Игра «ТАНГРАМ» - одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8 на 8 см. из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается :2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и собственному замыслу. Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня развития сенсорного. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей. Руководство процессом составления должно быть направлено на развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта. В обучении детей 5-6 лет воссозданию фигур-силуэтов из частей игры «ТАНГРАМ» последовательность усложнений заданий можно представить
10 следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий. Как известно, в работе с родителями воспитатель широко использует наглядность. Прежде всего, это уголок для родителей. В нём должно быть отражено содержание работы с родителями на относительно длительный период (квартал) и на ближайшее время (например, 3-4 недели). Подбирая материалы для родительского группового уголка, воспитатель должен чётко представлять себе состав родителей, особенности развития воспитанников, происходящие общественные события и прочее. Всё это в значительной мере определяет содержание и характер работы с родителями группы в целом. Одной из возможных форм педагогической пропаганды среди родителей остаются папки-передвижки и ширмы. Оформляются они обычно по одному из более узких вопросов воспитания детей, особенно затрудняющих семью. Но иногда в опыте детских садов в таких папках и ширмах бывают удачно представлены материалы об особенностях воспитания той или иной стороны формирующейся личности ребёнка (нравственное, эстетическое и так далее). Для достижения общего воспитательного эффекта в развитии ребёнка целесообразно использовать просмотр воспитательно-образовательной работы в группе. Это открытые дни для родителей, дежурства в детском саду. Любой просмотр завершается обсуждением увиденного, воспитатель, заведующая внимательно выслушивают высказывания родителей, тактично отвечают на критические замечания. Вместе с тем нужно обстоятельно ответить на интересующие родителей вопросы в связи увиденным. Правильно поступают воспитатели, которые стремятся показать родителям все стороны жизни детей и просят поделиться впечатлениями. Заметно повышается эффективность воспитания детей в тех случаях, когда план воспитательно-образовательной работы с детьми в группе обогащается заданиями, которые воспитатель даёт детям и одновременно (по возможности) всем родителям.
11 Воспитатель мотивирует необходимость этой работы её воспитывающей ролью, ценностью для подготовки к школе. Педагог с самого начала ориентирует родителей на неослабленный контроль за ребёнком. Здесь может стоять задача сформировать у детей и взрослых ответственное отношение к поручениям детского сада, приучить родителей интересоваться, чем занят ребёнок, и всерьёз относиться к этому. Используя этот путь, воспитатель имеет возможность убедить родителей в том, что на ступени старшего дошкольного возраста у ребёнка много весьма значимых дел, выполнение которых имеет большое значение для его общего развития и подготовки к школе. Приведём некоторые из возможных заданий. Организуя труд воспитанников, педагог стремится пробудить интерес к деятельности, активность, вызвать радость. Достигается это, в частности, использованием загадок, пословиц о труде. Некоторые из них дети знают. Воспитатель предлагает пересмотреть вместе с родителями в своей домашней библиотеке книги о труде, попытаться найти новые загадки, пословицы, спросить у старших. На выполнение задания воспитатель даёт достаточное время (неделю), чтобы не было спешки, чтобы в каждой семье нашлось свободное время для общения с ребёнком. Тесный контакт, взаимопонимание между воспитателями и родителями устанавливается при условии соблюдения основных принципов взаимосвязи детского сада и семьи, использования всех форм работы с родителями в определённой системе, внимательного изучения лучшего опыта семейного воспитания, проявления доброго отношения к детям, уважения к родителям. Накануне отпусков родителей воспитатель советует им, как с пользой для развития ребёнка организовать его жизнь летом. Отдельным семьям особенно важно подсказать, как использовать это время, не перегружая ребёнка, для укрепления его здоровья или для воспитания трудолюбия, усидчивости, развития речи, внимательности, любознательности. Тогда эти дети придут в следующую группу более подготовленными. Будет уверенность и в том, что
12 дети, которые пойдут в первый класс, овладеют необходимыми знаниями и умениями, будут обладать качествами, важными для обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не предоставляется им столь значимым, как наприм...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не предоставляется им столь значимым, как наприм...
Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому ...
«Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...
Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребён-ка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,не предоставляется им столь значимым, как ...