Социальное развитие дошкольников
методическая разработка

Ковалева Елена Геннадьевна

информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_razvitie_doshkolnikov.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное развитие дошкольников»

 

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка - он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:

-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.

-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!

-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.

-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.

- Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

-Принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!

- Дружелюбный тон общения.

- Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.

- Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны - и родитель, и ребенок.

— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.

Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи социального развития дошкольников и их реализация в семье и в детском саду

В статье рассказывается об эффективных средствах работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы  в дошкольном учреждении....

Формирование этно-экологичекой культуры как условие личностного социального развития дошкольника

Приобщение детей дошкольного возраста к общекультурным и национально-значимым условиям, формирование национального самосознания....

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является д...

Консультация для родителей "Социальное развитие дошкольника"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образ...

Как способствовать социальному развитию дошкольника.

Как способствовать социальному развитию дошкольника.      Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм...

"Социальное развитие дошкольников посредством музыки" опыт работы

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандар...

Использование современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников

Описание опыта работы МАДОУ МО г.Нягань "Детский сад №1 "Солнышко" по использованиию современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников....