«Рисуем, лепим, клеим»
консультация (младшая группа)

Митрофанова Татьяна Владимировна

Особенностями психического развития детей третьего года жизни являются: - стремление к активности и самостоятельности, - быстро развивающаяся речь, - обогащение эмоциональной сферы, - развитие наглядно-образного мышления. Все вышеперечисленное определяет характер изобразительной деятельности детей этого возраста. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко «узнают» в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Причем процесс этот определяется так: нарисовал, увидел образ, назвал. Творческие процессы в этом возрасте развиты еще слабо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuem.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рисуем, лепим, клеим»

  Особенностями психического развития детей третьего года жизни являются:

- стремление к активности и самостоятельности,

- быстро развивающаяся речь,

- обогащение эмоциональной сферы,

- развитие наглядно-образного мышления.

        Все вышеперечисленное определяет характер изобразительной деятельности детей этого возраста. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко «узнают» в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Причем процесс этот определяется так: нарисовал, увидел образ, назвал. Творческие процессы в этом возрасте развиты еще слабо.

        Сегодня я познакомлю вас с тем, как организовать детскую изобразительную деятельность дома. В первую очередь необходимо приобрести для дома изобразительный материал, который должен быть всегда в доступности для детей.

Рисование (с демонстрацией материала)

Бумага: листы из альбомов для рисования, листы большого формата: А3, А2, ватман, рулоны обоев, цветная или тонированная бумага.

- на такой бумаге ребенку удобно рисовать и карандашами и красками: она не размокает, не коробится, не ограничивает движение руки ребенка так, как офисная бумага и тетрадные листы (показ образцов)

- листы могут быть любой геометрической формы или вырезанные в виде силуэтов каких-либо предметов: чашка, чайник, платье, брюки, рубашка, шапка, шляпа и т.д.

Краски: первые краски, с которыми знакомится малыш – это гуашь.

- краска кроющая, т.е. непрозрачная, ее можно накладывать одну на другую.

- гуашь должна быть разведена до консистенции сметаны и ее не нужно в процессе рисования разбавлять и смешивать с водой.для младшего возраста можно взять 4-6 основных цвета.

Кисти:

- обратите внимание на номер на деревянной ручке. Чем кисть толще, тем больше номер. Подойдут плоские и круглые кисти № 9-12

Банка с водой для промывания кисти

Хлопковая или льняная тряпочка для удаления лишней влаги с кисти после полоскания

Подставка для кисти или стаканчик, чтобы не пачкать стол и рисунок

Карандаши цветные:

-основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый)

-мягкие: М, 2М, 3М

- толстые: диаметром 8-12 мм

- ребенок должен держать его кулачком, но лучше «щепотью»

- сразу приучайте ребенка после работы складывать карандаши в коробку или ставить в стаканчик.

Восковые мелки: ими легко и мягко рисовать, получается широкая фактурная

Линия (показ образца)

Лепка Существует несколько разновидностей пластилина:

    Обычный детский пластилин на глиняной и восковой основе. Лучше всего подходит для работы с маленькими детьми, так как входящий в состав пластилина воск делает массу податливой, она легко разминается детскими пальчиками.

    Флуоресцентный пластилин. Обладает яркими, насыщенными красками. Такой пластилин хорошо отталкивает воду и светится в темноте.

    Шариковый пластилин. Состоится из множества маленьких шариков, которые соединены между собой безвредной клейкой массой. Поверхность поделок из такого пластилина получается зернистой, что позволяет скрыть мелкие дефекты фигуры. Цвета легко смешиваются друг с другом. Шариковый пластилин бывает трех видов: крупнозернистый незастывающий, крупнозернистый застывающий, мелкозернистый.

    Плавающий пластилин. Это вид пластилина не тоне в воде, не высыхает, пригоден для многократного использования. Из него можно сделать кораблики, морских обитателей и т.д. Для того чтобы поделки лучше держались на воде, рекомендуется делать их с широким основанием.

    Умный пластилин. Этот вид пластилина уникален тем, что принимает любую форму и меняет свое состояние в результате кинетического воздействия. Его можно мять, резать, растягивать. Если такой пластилин ударить о пол, то он отскочит как мячик. Он не имеет запаха, не прилипает к рукам, и его можно мыть.

    Скульптурный пластилин. Обладает прекрасными пластическими качествами. Для изготовления скульптурного пластилина используют восковую массу с добавлением минеральных пигментов и наполнителей. Подходит для выполнения проработки отдельных деталей. По своей структуре он тверже, чем обычный пластилин, поэтому не очень подходит для работы с маленькими детьми, так как для них проблематично размять кусок такого пластилина.

Глина: основной материал по обучению лепке, так как она экологична и пластична, позволяет увидеть целостность формы.

-готовность глины определяется так: скатать в жгут, согнуть в кольцо и если при этом она не трескается и не прилипает к рукам, значит готова - можно лепить.

Пластилин или пластическая масса: хороши тем, что не требуют специальной обработки перед лепкой и имеют широкую цветовую гамму.

- недостаток в том, что требуют предварительного согревания, а если переборщить – теряют пластичность и прилипают к рукам. Согреваем на батареи или в горячей воде.

Соленое тесто (наиболее оптимальный вариант для лепки) Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.

Стека: для передачи выразительности образа

Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур

Пластиковая подкладка для лепки.

Влажная ткань для вытирания рук

Аппликация

Цветная бумага полосками или готовыми формами

Клей простой обойный (без защитных химических добавок) или крахмальный клейстер.

Альбомные листы с заготовленным рисунком.

Подготовка рабочего места

- Комната с хорошим естественным освещением (или с дополнительным искусственным) Ни в коем случае не кухня!

- Свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность.

- Мебель, соответствующая росту малыша. Приучайте его сидеть прямо, не слишком склоняясь над столом.

- Клеенка на столе.

- Фартук или специальный халат для ребенка. Объясните малышу зачем нужен фартук.

Что бы ребенок с желанием занимался (рисовал, лепил) ему необходимы яркие впечатления. Для этого необходимо:

- Обращать внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету и приятные на ощупь игрушки)

- Вызывать интерес к рассматриванию картинок в детских книгах

- Развивать интерес при рассматривании доступных его пониманию произведений изобразительного искусства: картинок с изображением явлений природы в разное время года, иллюстраций Ю. Васнецова к сказкам.

- Знакомить с предметами декоративно-прикладного искусства: цветы и узоры на сарафане матрешки, детской тарелке, чашке и.т.д.

- Использовать народные потешки, песенки, помогающие запомнить тот или иной персонаж, вызвать доброжелательное отношение к нему.

Детей необходимо знакомить с формообразующими движениями: штрих, линия, мазок, дуга, круг, точка, цветовое пятно.

Можно использовать метод «пассивных» движений, когда взрослый берет руку ребенка в свою и начинает рисовать линии, точки, спирали (карандашом), круги, сопровождая свои движения речью.

Родитель показывает образец рисования элементов с речевым сопровождением:

- мазок: «шлеп, убрали, шлеп, убрали и т.д.»;

- прямая линия: «поставили кисточку и ведем, ведем длинную дорожку»;

- точка: «точка, вверх, точка, вверх и т.д.»;

- круг: «поставили кисточку и она побежала по кругу и вернулась»;

- цветовое пятно: «шлеп и кисточка гладит листик (вправо-влево)»

Таким образом, ребенок, подражая, в дальнейшем учится самостоятельному изображению.

Детям следует давать задания на дорисовку уже изображенного родителем изображения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рисование гуашью

На листе взрослый рисует тучку, предлагает ребенку нарисовать мазками дождик.

- «На что похож мазок?» (снег, мухи, огоньки, птички, бабочки, бусинки рассыпались, салют, цветы на лугу, узор на платье, зернышки для птичек, красивый коврик, следы на снегу, лужи, солнечные зайчики и.т.д.)

Рисование карандашами (мелками)

 «Жила была кошечка (рисуется кошка) Она была очень грустная, ведь у нее было мало полосочек (рисуются 2-3 полоски). Давай развеселим кошечку и нарисуем ей много полосок (ребенок рисует полоски). Кошка обрадовалась и пошла гулять по дорожкам (рисуется дорожка). Теперь кошка будет гулять по другим дорожкам. Нарисуй длинные дорожки для кошки (ребенок рисует длинные линии). Кошка будет играть – катать клубочки (мячики) по дорожкам, вот такие (взрослый рисует спиральные линии). Теперь ты нарисуй клубочки для кошки (рисует ребенок разными карандашами)».

Если ребенку интересно, можно дополнять рисунок и дальше придумывая сказку.

Варианты сюжетов:

- сказка о солнышке, дорисовывая ему лучики;

- про шарики, дорисовывая им ниточки;

- про недовязанные рукавички, дорисовывая клубочки;

- про то, как затопили печку и дорисовывая дым из трубы;

- про то, как собачка потерялась, дорисовывая дорожку домой;

- про ежика, дорисовывая ему колючки;

- про елочку, дорисовывая ей ветки;

- про платочек в подарок, дорисовывая ему узор из полосок и.т.д.

Лепка

закрепление с детьми формообразующих движений:

- отщипывание кусочков,

- раскатывание колбаски (Что это может быть? (колбаска для собачки, гусеничка на листочке, червячок, змейка, и. т.д).

- сворачивание колбаски в колечко.

- раскатывание шарика круговыми движениями ладоней (колобок, булочка, пирожок, мячик, яблочко и т.д.)

- расплющивание шарика (оладушка, тарелочка, блинчик, солнышко и.т.д.)

- соединение частей (грибок из палочки и сплющенного шарика; солнышко из спл. шарика и палочек; цветочек, осьминог и т.д.)

- аппликация на пластилине из семечек, бусин, фасолин, деталей мозаики

- рисование на пластилине стекой точек, полос.

Аппликация

- Из готовых форм разного размера

- Из полосок разного цвета

- Из кусочков цветной бумаги, путем отрывания их и приклеивания

В заключении хочу отметить, что рисование, лепка и аппликация – важные занятие для малышей, которые развивают творчество, благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от этих занятий огромна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Рисуем, лепим, творим" - о развитии творчества у детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области  «Рисуем, лепим, творим…»     Воспитатель Бобина Т.Ю....

Кружок "Клеим, лепим, вырезаем". Образовательная область ФГОС «Художественное и эстетическое развитие».

Программа кружка, перспективное планирование, занятие, работы детей....

Рисуем, лепим

работы детей выполненые на занятих по лепке и рисованию....

Рисуем, лепим дома «Дымковское волшебство»

Знакомство с историей возникновения дымковской игрушки. Элементы  дымковской росписи. Способы лепки....

Мастерим, рисуем, лепим

В данном разделе предоставлены мастер-классы для совместной деятельности с ребенком....

Проектная работа "Мы рисуем, лепим и мастерим!"

Проектная работа по художественно-эстетическому развитию...