Развитие графомоторных навыков у дошкольников
консультация
В представленом материале говорится о необходимости формирования графомоторных навыков уже в дошкольном детстве, предлагаются игры и упражнения, способствующие овладению этими сложными умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornyh_navykov_u_doshkolnikov.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.Сухомлинский
Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей готовности к школьному обучению. Многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо- сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей 6 -7 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Ещё не совершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причём в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому, детям бывает очень трудно провести даже несколько параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся в разной стадии развития.
Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным (благоприятным) для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук? Этому, вне всяких сомнений, способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов.
Занятия по развитию моторики детей 6 -7 лет начинаются с самомассажа кистей и пальцев рук с использованием различных массажёров, колючих мячей, карандашей, грецких орехов, шариков Марблс и пр. Способствуют развитию моторики пальчиковые игры (с музыкальным сопровождением, со стихами и без них). Например,
-«Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем.
-«Ножницы»- разведение пальцев в стороны.
-«Дельфинчики»- пальчики выныривают из кулачка.
-«Солнышко-тучка»- сжимают и разжимают кулачки.
-«Футбол»- забивание шариков пальцами.
-«Пальчики приклеились»- пальцы поочерёдно отклеиваются от стола.
-«Кулак-ребро-ладонь»-поочерёдная смена положения рук.
-«Паучок»- к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки, а затем наоборот и мн.др.
Развитию тонких движений рук помогают упражнения, основанные на хватательных движениях, и упражнения, развивающие силу кисти.
- Игра с теннисной ракеткой и мячом.
- Конструирование из кубиков, в том числе ЛЕГО.
- Собирание пазлов, мозаики.
- Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.
- Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.
- Работа с прищепками.
- Игра с палочками Кюизенера.
- Разбор мелких предметов, круп.
- Оригами.
- Игра «Танграм».
- Плетение из верёвочек.
- Составление бус и многое другое.
Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям.
- Работа с трафаретами.
- Штриховки, раскрашивание.
- Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами.
- Графические диктанты - рисование по клеточкам под диктовку.
- Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр.
- Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, рисование в ней элементов письменных букв.
С помощью этих упражнений можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради. Интересными пособиями, на наш взгляд, являются «Волшебные обводилки» Зегебарт Г.М. и «Волшебные рисунки» Алиции Зарин. Данные пособия помогают совершенствовать графомоторные умения, развивать зрительное и кинестетическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, произвольность путём копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности. Для этой цели авторы пособий предлагают использовать кальку, файл, плёнку, тонкую бумагу, копировальную бумагу.
Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу и огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит не только детскому саду, но и семье.
Подготовила Корелина И.Д , учитель-дефектолог
(по материалам https://vk.com/rechecvetik)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Кружок "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...
«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками....
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В данной статье раскрыты особенности формирования у детей дошкольного возраста графомоторных навыков....