"Картотека игр с песком"
методическая разработка (подготовительная группа)
В данном мавтериале разработаны игры с песком для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр с песком | 46.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно—эстетического направления развития воспитанников»
Картотека
игр с песком
Составитель: педагог-психолог
Пантюхина А.В.
г.Железногорск, 2019 г.
КАРТОЧКА 1
Игры на поверхности сухого песка.
(для всех групп)
Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
КАРТОЧКА 2
Песочный дождик.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
КАРТОЧКА 3
Песочный ветер.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
Ход игры:
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
КАРТОЧКА 4
Необыкновенные следы.
(для всех групп)
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
КАРТОЧКА 5
Игры на поверхности мокрого песка.
(для всех групп, для яслей - наблюдение за педагогом)
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Педагог.
В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог.
Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.
Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики».
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
КАРТОЧКА 6
Игры и упражнения с погружением рук в песок.
(для всех групп)
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Им можно предложить погрузить руки в песок вместе со взрослым — «рука в руке». Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.
Секретные задания кротов.
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Оборудование: Песочница.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Ход игры:
Педагог.
Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
КАРТОЧКА 7
Песочные прятки.
(для всех групп)
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Первый вариант.Педагог.
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант.
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог.
В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
КАРТОЧКА 8
Дидактические игры-упражнения.
Отпечатки.
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
Песочные строители.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Педагог.
Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Кто к нам приходил?
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
КАРТОЧКА 9
Узоры на песке.
(для всех групп, кроме яслей)
1 вариант.
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.
Ход игры:
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог.
Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
КАРТОЧКА 10
Узоры на песке.
(для всех групп, кроме яслей)
2 вариант.
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
КАРТОЧКА 11
Победитель злости.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
Педагог.
Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
КАРТОЧКА 12
Норки для мышки.
(для всех групп)
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, совочек.
Ход игры:
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Я пеку, пеку.
(для всех групп)
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры:
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
КАРТОЧКА 13
Угадай на ощупь.
(для всех групп)
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
Заборчики.
(для всех групп)
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.
Ход игры:
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
КАРТОЧКА 14
Волшебные отпечатки на песке.
(для всех групп)
Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
Мы создаем мир.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Ход игры:
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
КАРТОЧКА 15
Психопрофилактические игры с песком.
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Песочный круг.
(для всех групп)
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу».
Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
КАРТОЧКА 16
Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, игрушечные деревья, цветы, грибы.
Ход игры:
Педагог.
Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).
КАРТОЧКА 17
Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели.
(для всех групп, кроме яслей)
Ход игры:
Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.
Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы.
Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители.
Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами.
Цель: развитие воображения.
Ход игры: Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.
КАРТОЧКА 18
Мы едем в гости.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Ход игры:
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Педагог.
Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
КАРТОЧКА 19
Общим словом назови и напомни.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.
В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
КАРТОЧКА 20
Отгадай загадку.
(для всех групп)
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Угадай, что спрятано в песке.
(для всех групп)
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
КАРТОЧКА 21
Цветные заборчики.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.
Ход игры:
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Во саду ли, в огороде.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Оборудование: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.
Ход игры:
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
КАРТОЧКА 22
Путешествие в сказочный город.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, набор картинок-вывесок с изображением различных предметов: шкафа, расчески, хлеба, пакета молока, пузырька с лекарствами, книг, конфет и т.д.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
КАРТОЧКА 23
Детские секретики.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.
Ход игры:
Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
КАРТОЧКА 24
Печем куличики.
(для всех групп)
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами).
Оборудование: ящик для песка, просеянный и прокаленный песок, кувшин с водой или маленькая леечка, пластмассовые формочки: "помидор", "огурец" (по 2-3 формочки), помидор и огурец, два пластмассовых подноса, шишки, фартуки для вас и ребенка.
Ход игры.
Для того, что бы вызвать у ребенка первоначальный интерес, расскажите малышу историю о том, как вы любили играть в песок в детстве.
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики.
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Затем мы можем предложить малышу сравнить "куличик" и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твёрдый и хрупкий).
А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?
Игра-занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
КАРТОЧКА 25
Следы.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.
Оборудование: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком.
Ход игры.
Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.
Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай "следы" от пальчиков. Правильно ли ты показал?".
КАРТОЧКА 26
Нарисуй картинку пальцами.
(для всех групп)
Цель. Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры.
Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым оборудованием. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.
КАРТОЧКА 27
Спрячь игрушки.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Оборудование: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный оборудование (каштаны, орехи, ракушки).
Ход игры.
Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).
После того как ребенок отберёт нужное количество игрушек (природного оборудования), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будете просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.
Игра «змея»
(Дети имитируют движение змеи указательным пальцем или ребром ладони)
«По тропе змея ползла.
Под корягу подползла.
И на камень заползла.
А потом с него сползла.
От ежихи уползла.
И подальше отползла.
По болотцу проползла.
И до норки доползла.
Спряталась!»
КАРТОЧКА 28
Сказка "Три медведя".
(для всех групп, кроме яслей)
Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного оборудования; развивать воображение; учить располагать различное оборудование по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровое оборудование по плоскости песочного ящика.
Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.
Ход игры.
Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняется в выборе, то вы показываете образцы различного оборудования, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе оборудования, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.
Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.
В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.
КАРТОЧКА 29
Веселые соревнования.
(для всех групп)
Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Ход игры.
Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:
Побежали вдоль реки пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.
КАРТОЧКА 30
Зверюшки на дорожках.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель. Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.
Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка верблюжонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь.
Ход игры.
Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).
КАРТОЧКА 31
Волшебный клад.
(для всех групп)
Цель. Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры.
В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад.
Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
КАРТОЧКА 32
Заколдованные цифры.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель. Закрепить счет и цифры от 1 до 10. Развивать мелкую моторику руки. Развивать речь, память, мышление детей. Воспитывать желание добиваться поставленной цели.
Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные пластмассовые цифры от 1 до 10, изображение Феи Зла и Добра.
Ход игры.
Педагог сообщает детям, что в страну Математики пробралась Фея Зла, пропали главные числа, с которых начинается счет. Детям предлагается вспомнить и назвать эти числа в прямом и обратном порядке.
Педагог показывает изображение Феи Добра, которая хочет всем помочь. На ее наряде хаотично расположены цифры. Дети вспоминают их. Всем предлагается пальчиками отыскать цифры в песке, выложить их по порядку, затем возвратить их в страну Математики. Фея Зла исчезает, Фея Добра дарит ребятам набор цифр для занятий.
КАРТОЧКА 33
Азбука настроения.
(для всех групп, кроме яслей)
Цель. Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение. Развивать творческие способности, речь, память, мышление, воображение детей. Способствовать развитию мелкой моторики руки. Создавать у детей бодрое, веселое настроение.
Оборудование: песочница с мокрым песком, фишки на каждого ребенка, серия картинок «цепочка настроения».
Ход игры.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением котенка в разном настроении. Дети подбирают прилагательные к изображениям (озорной, грустный, злой, веселый, хитрый). Затем педагог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д. За лучшие ответы и правильное изображение дети получают фишки. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.
КАРТОЧКА 34
Цель:
- совершенствовать восприятие;
- развивать умение представлять предметы по их словесному описанию
Дидактический материал: песочница, фигурки.
Описание задания:
Здравствуйте. Давайте нарисуем на песке прямые линии – это дороги. А мы будем шагать по дорожкам.
Сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе.
Сделаем песок ровным и будем рисовать геометрические фигуры пальчиком.
А теперь будем рисовать песком. Набрали песок в кулачок и рисуем круг, медленно высыпая песок из кулачка. (Возможно, сначала просто поучимся медленно высыпать песок из кулачка).
Мы очень старались, у нас уже многое получается. Нарисуйте на песке свое настроение.
КАРТОЧКА 35
Цель:
- Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (больше - меньше, выше - ниже, справа - слева).
- Закреплять знания о геометрических фигурах, учить ориентирование в пространстве.
Дидактический материал: (различные по цвету и величине). Игрушки: змея, еж, камень, коряга. Игрушка принцесса и дракон.
Описание задания: Здравствуйте! В одной сказочной стране жила прекрасная принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу дракону, живущему по соседству. Задумал он похитить принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. … Построим, ребята ковер-самолет. Нашу принцессу он точно спасет.
Поверхность песочницы «украшается» различными геометрическими фигурами.
Покажите самый маленький
Покажите самый большой
Назовите фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
Каких цветов фигуры на ковре - самолете?
Какая фигура лежит в центре?
Назови, где находится красный маленький? ...
КАРТОЧКА 36
Игра «Секретик».
Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать, что спрятано, не раскрывая кулачок.
Игра «Угадай что спрятано».
- камень (небольшой, твердый, можно стучать, бросать в речку).
- матрешка
- самолет
- змея
- часы
- жук
- черепаха.
КАРТОЧКА 37
Цель:
- развивать тактильное восприятие, мышление, моторику
- снять эмоциональное напряжение
- настроить детей на совместную работу.
Дидактический материал: песочница, фигурки.
Описание задания: Психолог: Здравствуйте. Давайте сделаем отпечатки наших рук на песке. Что вы чувствуете ?Какой песок? ( холодный, прохладный). Переверните ладошки! А теперь что вы чувствуете? (песок, кажется ещё холоднее). Давайте, подвигаем руками вперед, назад. На песке остались следы, по ладошкам скользят песчинки. А что чувствуешь ты?
Поскользим ладошками по песку – как …? (… машинки, змейки, санки). Зигзагообразно, по кругу. Пройдемся по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно.
- А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку!
Попробуем!
Сложим два пальчика вместе, пошли. А чьими могут быть эти следы? (собака, волк, кошка, лев). А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? (медведь, кабан, слон).
Игра «Откопай разгадку» Разгадка закопана в песок.
Квохчет, кудахчет, детей созывает,
Всех под крылья свои собирает. /курица/
Маленький, серый пушистый комок, В лесу под деревьями скачет: прыг-скок. /заяц/
Голодная мычит, Сытая – жует, Всем ребяткам Молоко дает. /корова/
Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. /сова/
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. /лягушка/
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе орешки я грызу. /белка/
- Назовите, кого вы отгадали. (заяц, корова, курица, сова, лягушка, белка).
А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее.
КАРТОЧКА 38
Цель:
- Стабилизировать эмоциональное состояние
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и сенсорное восприятие.
Дидактический материал: песочница, фигурки, 30 счетных палочек (10 красных, 10 синих, 10 зеленых).
Описание задания: Здравствуйте, рада вас видеть.
Давайте спрячем наши руки в песок. Что вы чувствуете? (прохладу).
Пошевелим руками, посмотрите, как двигаются песчинки, медленно вынимаем руки. Если песок остался на ладошках, можно сдуть его.
«Поиграем» пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь тоже самое на поверхности стола.
Поставим ладошки ребром и поскользим по поверхности песка, как будто на лыжах едем.
Выровняем песок и представим, что здесь ходил слон. Как он это делал?
Верно, сжали руки в кулачки и оставили отпечатки на песке.
На столе вперемежку лежат счетные палочки. Взрослый просит выбрать синий палочки и построить заборчик синего цвета, затем красный и зеленый. Потом построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Молодцы, получилось!
А что могло быть за этим забором? (дача, лес, животные и другие сюжеты). Давайте придумаем сказку про «Волшебный забор».
КАРТОЧКА 39
Цель: развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер
Дидактический материал: разноцветные веревочки, тонкие палочки, песок влажный, формочки.
Описание задания: Добрый день! Дотронемся до песка; Что вы почувствовали? Да, он влажный. Сделаем отпечатки наших рук (можно и ног).
Слегка утрамбует песок, выровняем его и сделаем отпечатки формочек и других разных предметов по 1. Затем формочки необходимо разложить на песке в соответствии с «тенью».
А теперь возьмите палочки и начнем рисовать.
Затем контур рисунка дублируется разноцветными веревочками.
КАРТОЧКА 40
Цель:
- Знакомство с окружающим миром
- Развитие мышления, речи, моторики
- Повышать у детей уверенность в себе
Дидактический материал: картинка – сорока или игрушка, муляжи овощей и фруктов, игрушечные деревца, пластмассовые ложечки, песочницы.
Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть!
А сейчас покажите мне свою правую руку – спрячте её в песок, а теперь – левую руку – спрячте её тоже. Наберите песок в кулачки, поднимите их повыше и медленно сыпьте песок, как «дождик». У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока-ворона»?
(показываю картинку)
Сорока-ворона кашу варила
Сорока-ворона деток кормила
Этому дала, и этому дала.
И самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети проговаривают слова потешки и имитируют действия.
По взмаху волшебной палочки песочницы превращаются в сад и огород.
Давайте посадим сад – дети выставляют игрушечные деревца и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет.
«Поднялся наш огород.
Все под солнышком растет.
В огороде много гряд –
Тут и репа и салат.
Тут и свекла и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год»
Игра «Узнай по описанию»
Сначала взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о чем идет речь. А затем ведущим становится кто-либо из детей.
КАРТОЧКА 41
Цель:
- Развивать внимание, память, умение классифицировать предметы по заданным признакам
- Снять эмоциональное напряжение
Дидактический материал: фигурки диких животных, игрушечные деревья, домик.
Описание задания: Здравствуйте! Сегодня мы будем с вами строить в песочнице сказочный лес и заселять его дикими животными. (Дети должны выбрать из множества фигурок только диких животных).
А теперь давайте назовем и запомним всех животных в лесу.
Игра «Кого не стало»
Дети закрывают глаза, одно животное убирается; Затем его нужно назвать. Кто угадал, тот становится водящим.
Сочиняем сказочную историю.
Игра «Охотники».
Это - дом, а это - лес. А мы с вами превращаемся в охотников. Вот за этой чертой густой лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник.
«Я иду в лес на охоту, буду охотиться за … » Здесь он делает шаг по песку средним и указательным пальчиками вперед и говорит: «зайцем» и делает второй шаг: «медведем» и т.д. Победитель тот, кто дошел до леса.
КАРТОЧКА 42
Цель: развивать образное мышление, воображение, речь.
Дидактический материал: Песочницы, фигурки людей и животных, картинки-вывески: шкаф, хлеб, молоко, лекарства, книги, конфеты, молоток.
Описание задания: Доброе утро! А сейчас приготовьте свои ручки для работы. Я буду читать потешку «Андрей-воробей», а вы попробуете выполнить движения пальчиками на песке. Повторить 2-3 раза.
- Где делают покупки?
Вы слыхали про покупки?
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!
Теперь я вам буду показывать картинки (картинка «шкаф»)
- Как может называться магазин, где продается этот предмет? (мебельный)
Когда все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город, а по завершению рассказывают о том, что получилось.
Как называется город?
Можешь ли ты объяснить его названия?
Кто в нем живет?
КАРТОЧКА 43
Цель:
- Учить рисовать карты-схемы
- Развивать мышление, воображение.
Дидактический материал: игрушки, бумага, карандаш, кубики.
Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть! У меня в руках кубик, и вы тоже возьмите по одному кубику. Приложим кубик к песку, что осталось на песке? (квадрат). Давайте будем двигать кубик, чтобы получились дорожки.
А теперь возьмем бумагу и начертим схему. Что у нас будет на схеме? (дороги, деревья, дома, горы, озеро, лес). Все готово. Мы будем смотреть на схему и сроить картинку на песке.
Игра «Секретик». Детей просят отвернуться и прячут секретики на различных участках, а на схеме ставят крестик. Ребенок должен отыскать секретик следуя карте - схеме. Усложнение: Ребенок сам прячет секретики и отмечает это на схеме, а ищет взрослый.
Обыгрывание сюжета.
У куста растет ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка,
Потому что за кустом …
КАРТОЧКА 44
Цель: упражнять в группировке диких зверей и домашних животных; развивать внимание, быстроту реакции
Дидактический материал: фигурки животных, песочницы, кисточки.
Описание задания: Здравствуйте!
Игра «Клад»
Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад».
Игра «Охотник и пастух»
Кто такой пастух? Охотник?
Песочницу делим пополам, справа – луг, где пасутся домашние животные, а слева – лес, там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и «поселяют» в лесу и на лугу.
В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали дети.
КАРТОЧКА 45
Цель: развивать восприятие, образное мышление, умение действовать в соответствии с планом – схемой.
Дидактический материал: кукла, кукольная мебель, план-схема, мишка, цифры.
Описание задания: Добрый день! Сегодня я уже кое-что закопала в песок, но вы достанете предметы, когда разгадаете загадки.
Четыре брата одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. /Стол/
С ногами – без рук, С боками без – ребер, С сиденьем – без живота, Со спиной - без головы. /Кресло/
Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму привезли из магазина /холодильник/
Я круглое и гладкое, но не румяное и сладкое,
Глядят в меня, А видят себя. /Зеркало/
Я удобный, очень мягкий. Вам не трудно угадать,
Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. /Диван/
В квартире нашей новый дом, Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет, Он называется. /Буфет/
Да сегодня наша песочница превратилась в новую квартиру для куклы Маши.
У Маши новая квартира
Она и мебель уж купила –
Кровать, шкаф, кресло, стул и стол.
Занес в квартиру грузчик и ушел.
А как же мебель расставлять?
На помощь Мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов.
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша
И загрустила кукла наша
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить» * Дети по схеме расставляют мебель. Начинают игру.
КАРТОЧКА 46
Цель: развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.
Дидактический материал: петрушка, матрешка и другие игрушки.
Описание задания: Добрый день!
Игра «Вершки и корешки».
Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок. Ну а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. (морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох)
Дети, к нам в гости пришел петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка расскажи детям. Петрушка раскладывает игрушки в песочнице и задает вопросы:
Где стоит матрешка? (в центре, посередине).
А пирамидка? (слева) и т.д.
Затем взрослый делает перестановки. Петрушка обращается к детям:
Что изменилось здесь?
Усложнение: увеличить количество игрушек.
КАРТОЧКА 47
Цель: развивать тактильное восприятие; учить определять количество слов в словах.
Дидактический материал: мелкие игрушки, картинки цветов, цифры 2, 3, 4.
Описание задания: Здравствуйте! Игра «Сколько у тебя в руках» Ребенку завязывают глаза, ладошки лежат на песке, в них кладут мелкие игрушки; в правую – одну, а в левую несколько. Сжав кулачки, ребенок вслух называет число, а затем проверяет правильность своего ответа.
Сегодня мы превратим песочницу в цветочную клумбу.
На клумбе садим мы цветы, Необычайной красоты. Мы три бороздки проведем. Названия цветов на слоги разобьем!
2 ______________ 2 слога – в верхнюю сажаем,
3 ______________ 3 слога – в центре оставляем.
4 ______________ 4 слога в третью грядку.
Итак, начнем сажать друзья!
2. /Роза, тюльпан, астра, ирис, пион/
3. /Ромашка, василек, гвоздика/
4. /Колокольчик, незабудка, одуванчик/
Опиши цветок. Где его можно чаще встретить? Какие цветы больше всего нравятся тебе?
Сочиним сказку о цветах.
КАРТОЧКА 48
Цель: развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие; умение строить в соответствии с планом-схемой.
Дидактический материал: Блоки формы различного цвета, полоски, мелкие игрушки, конверт с письмом, домик, камни.
Описание задания: Добрый день!
- Дети, а к нам попало необычное письмо. Сейчас мы его прочтем.
«В океане остров был чудесный,
Никому доселе не известный.
Дома, башни и дворцы.
Возвели строители творцы.
Но черные тучи вокруг набухали,
Солнце закрыли, ветер позвали.
Жители спрятаться все же успели …
Огонь, ураган и дождь налетели.
Разрушили все, только камни одни
Вот что осталось от этой страны … »
Как вы думаете, о чем мечтал человек, нарисовавший письмо?
Что это был за человек?
Ребята, а на обороте есть чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте произнесем волшебные слова «Крибле – крабле -бумс» и очутимся на сказочном острове, где попробуем построить сооружения по чертежам.
Осуществим мечту человека и поможем жителям этой страны.
КАРТОЧКА 49
Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание к звуковой стороне слова. Определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук
Дидактический материал: игрушечные фигурки, буквы.
Описание задания: Добрый день! Будем играть пальчиками и ладошками (следы на песке)
«Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ноги шли по дороге» (Взрослый рассказывает сказку, по ходу дети выполняют необходимые манипуляции с песком.)
КАРТОЧКА 50
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику.
Дидактический материал: Домик, машинки, распылитель, песочница, формочки, совочки, ведерко детское.
Описание задания: Здравствуйте! В центре нашей песочницы я поставлю дом. Справа от дома вы выкопаете яму, а слева сделаете гору. Детям предлагается заучить стихотворный текст:
«Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор въехали, вот и приехали»
(Имитация движения указательным пальцем) или маленькие машинки.
- Упражнение «Мокрые ладошки». Покажите мне ладошки, сейчас мы сделаем их влажными, и вы прикоснитесь к поверхности песка. Что произошло? Почему?
- Игра на влажном песке «Куличики большие и маленькие».
Коллективная игра «Большой кулич» Дети вместе с взрослыми наполняют ведро песком. Делают кулич и украшают его.
Помоги Мышке!
1. Убери 1звук в слове «шарф», чтобы получилось новое слово (шар).
2. Добавь 1 звук к слову «лень», чтобы получилось новое слово (олень).
3. Замени 1 звук в слове «лак», чтобы получилось новое слово.
Мышка в пещере!
Посмотри, в кого она превратилась!
Сколько звуков нужно заменить в слове «мишка», чтобы мышка снова стала мышкой!
КАРТОЧКА 51
Сказка «Волшебный замок».
«На высокой горе стоял замок. Жила в этом замке волшебная Фея с красивыми и умными сыном и дочерью. Сына звали так, что в его имени звук «С», как его могли звать? А дочку звали, так что в ее имени был звук «Ш», как ее могли звать? Не далеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. У него был сын в его имени не было ни звука «С» ни звука «Ш», как его могли звать?
В саду доброй Феи во все времена года, росли красивые цветы, гуляли звери и пели птицы. В названии одних животных был звук «С» (собака, сова, лиса, аист). В названии других был звук «З» (коза, заяц, зебра).
В саду злого волшебника Орбода росла только крапива, а дом его охраняли лишь те животные, в названии которых не было ни звука «С» ни звука «З», какие это были животные? (тигр, лев, леопард, шакал).
Еще в саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С» другое со звука «Щ». Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми.
А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками «С» и «Щ». Кто подберет их, тот попадает в волшебный замок.
КАРТОЧКА 51
Цель: развивать координацию движений, развивать мышление, фонематический слух. Учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.
Дидактический материал: ведерки по 2 на каждого, 2 чашки, по 1 большой и маленькой ложке, игрушки.
Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть. В одно ведро насыпьте много песка, а в другое мало. При насыпании песка в ведерки обратить внимание детей на то, когда ведро у них пустое, а когда полное.
Задание. Одновременно двумя руками наполнять ведро.
Упражнение «Чашки». Мы будем измерять, сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем. Рассуждаем почему.
Игра-сказка на влажном песке «Мышка и Мишка». Выкопаем в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка: «Жили, были Мышка и Мишка. А звали их так …»
За лужайкой для игр оказалась пещера волшебных превращений.
Чтобы попасть туда, нужно выполнить три задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игры с песком
В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравствен...
Картотека игр с песком.
Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста....
Картотека игр с песком
игры с песком...
Картотека игр с песком
Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золотистого песка,Туда вольётся...
картотека игр с песком
картотека игр с песком для младшей группы....
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...
КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ «С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»
КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ«С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»...