Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
статья (средняя группа)

Евтушок Анжела Асланбековна

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

                                                                       Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                              

                                                                                      радуется, играя, а в игре он познает мир.

                                                                                                      С. И. Мерзлякова

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

В связи с этим, можно выделить следующую цель: всестороннее развитие способностей детей через театральную деятельность в педагогической деятельности.

Поставленная цель реализовывалась через решение следующих задач:

формирование интереса к театрализованной деятельности;

развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности, развитие фразовой и диалогической речи;

привитие навыков грамматически правильного оформления высказываний;

развитие умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки;

развитие воображения, творчества, навыков импровизации и т. д.

Для всестороннего развития малышей в ходе работы были созданы следующие условия:

придается большое значение настрою детей на «сказочное» занятие. Это зависит от настроя самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;

побуждать малышей к речевой активности на протяжении всей игры;

повторять игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;

поощрять воображение и творческий подход к инсценировкам;

удовлетворять желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;

помнить, что все выполняемое детьми: слова, движения, импровизации необходимо поощрять;

педагог не должен быть грубым и строгим. Важно помнить, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить;

создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность;

воспитание интереса к различным видам театральной деятельности;

формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены);

совершенствование познавательных процессов.


Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изо деятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Предметно пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно -пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Для успешной работы была создана предметно-пространственная среда: в группе:

был оформлен уголок театра, включающие в себя:

Наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).

Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы)

Разнообразные виды театров:

бибабо,

настольный и пальчиковый (куклы-головки) театры,

театр кружек и картинок,

варежковый театр,

театр шапочек и масок.

кукольный театр,

театр на фланелеграфе,

театр игрушек (используем любые игрушки),

театр ряженья.

Дидактические игры («Конструирование из геометрических фигур», «Назови одним словом», «Расскажи, что видишь», «Почини машину», «Слепим Снеговика» и др.).

Большинство из перечисленных видов театра сделаны руками персонала детского сада и родителей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе

В работе с воспитанниками мы стараемся чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Зайка», «Ветерок», «Елочка» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Итак, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие творческой личности детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр-занятий можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...

План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...

План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ  ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...

"Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка...

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка (работа по самообразованию)

1. Актуальность темы. Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей. Таких людей называют креативными. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ...