«Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках воспитания и формирования гражданско-патриотических чувств»
методическая разработка
Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка.
В настоящее время большое значение уделяется гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного гражданско-патриотического воспитания. Так же, в этом дошкольном возрасте идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 694 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические особенности детей дошкольного возраста
в рамках воспитания и формирования
гражданско-патриотических чувств».
Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка.
В настоящее время большое значение уделяется гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного гражданско-патриотического воспитания. Так же, в этом дошкольном возрасте идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка.
В младшем дошкольном возрасте прививается детям любовь к родителям, близким, друзьям, детскому саду, родному городу.
Все это составляет понятие «патриотизм».
В старшем дошкольном возрасте возможности патриотического воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.
В старшем дошкольном возрасте начинают закладываться "социальные эмоции" и такие качества ответственность, справедливость; ребенок становится способен к обобщению собственных переживаний, пониманию чувств других людей, эмоциональному предвосхищению своих и чужих поступков. С умения понять чувства другого человека начинается путь к добру.
Эмоциональное развитие ребенка - дошкольника являются важным этапом гражданско-патриотического воспитания.
Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с духовным и нравственным развитием личности дошкольника. Основываясь на примерах из собственного опыта и опыта других, переживая его, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Процесс нравственного воспитания неразрывно связан с развитием личности.
Именно необходимо накопление эмоционального опыта "ценных переживаний", на основе которых формируется позитивное отношение к миру, который в дошкольном возрасте весьма прочен и принимает характер установки.
Эмоциональному восприятию образа способствуют сказки, легенды, игры по сюжетам сказок, слушая или разыгрывая сказки, дети “проживают” эмоции, связанные с создаваемым образом, и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность. Эмоции, в зависимости от ценности переживаний, вызывают разные чувства: побуждая к нравственным поступкам, формируя гражданско-патриотические чувства.
Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.
В основе гражданско-патриотического-патриотического воспитания дошкольников лежат интегрированные занятия в игровой форме. В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений, а также гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между детьми.
Ведущее место в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников играет семья. В семье начинается процесс воспитания личности, формирование и развитие патриотизма. Взаимодействие с семьей в данном направлении позволит обеспечить улучшение эмоционального психологического климата в семье. Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.
У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей.
Процесс формирования патриотизма длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.
Для формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте очень важно не только давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, традициях, истории и культуре, но и с раннего детства воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических.
Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Модель гражданина дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст (3-4 года) | · Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи · Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах. · Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым · Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи · Формирование начал экологической культуры |
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | · Осознание принадлежности к своему городу, национальности · Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку · Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться · Развитие способности верить в себя и в свои возможности · Формирование представлений о природе родного края
|
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | · Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству · Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины · Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться · Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества · Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения |
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Определение рамок «нормы» и «патологии» («аномалии») на сегодняшний день остается предметом дискуссий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...
"Психологические особенности детей дошкольного возраста"
Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...
Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...
«Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках воспитания и формирования гражданско-патриотических чувств»
Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную ...