Детско-родительский клуб "Содружество"
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Муравленко
Управление образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Воспитатель:
Керимова Дженнет Залимхановна
1 квалификационная категория
Муравленко, 2021г.
Заседание клуба «Содружество»: «Игра в жизни ребенка. Куклотерапия»
Форма проведения: семинар – практикум.
Продолжительность: 1-1,5 часа
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по организации и проведения совместных игр в семье.
Задачи:
- познакомить с традициями и формами игрового досуга в семье;
- учить использовать куклотерапию в воспитании детей, с целью моделирования поведения,
улучшения социальной адаптации и снятии нервно- психического напряжения;
- изучить игры на развитие внимания, произвольности поведения, личностных качеств
ребенка;
- повысить мотивацию проигрывания совместных игр в семье;
План проведения
1.Открытие заседания (игра «Разброс мнений»).
2.Педагогический всеобуч (представление родителями опыта семейного воспитания).
3.Анализ анкетирования родителей, « В какие игры играем дома?».
4.Видеосюжет «Говорят дети ».
5.Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт « дружеских
вопросов».
6.Путешествие по выставке кукол.
7.Психологический всеобуч « Влияние куклотерапии на личностное развитие ребенка»
8.Самостоятельная работа родителей и детей в микрогруппах «Изготовление куклы-марионетки».
9.Подведение итогов заседания.
Ход заседания
Подготовительный этап
1.Приготовить для родителей открытки-приглашения с указанием темы собрания.
2.Провести анкетирование родителей.
3. Провести интервьюирование детей.
4. Провести беседу (индивидуальную работу) с теми родителями, которые могут поделиться опытом семейного воспитания средствами игры.
5. Подобрать книги и игры по теме собрания.
6. Написать к заседанию девиз, оформить красочный конверт «дружеских вопросов».
7.Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр.
Организационный этап.
1.На мольберте оформлен девиз собрания: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М.Горький), в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».
2.На столе размещен красочно оформленный конверт « дружеских вопросов».
3. Оформлена выставка кукол разных жанров.
4. Подготовлены листы с описанием игр, карточки для проведения игры «Разброс мнений».
5.Подготовлен материал для практической работы: ткань, вата, нить, кубики, счетные палочки.
Педагогический всеобуч.
Ведущая. Вступительное слово. Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня на заседании клуба мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку?
Игра «Разброс мнений»
Ведущий раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:
- Мой ребенок любит играть…
- Дома мы с детьми играем в игры…
- Эти игры могут научить ребенка….
Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют наши дети, стали невеселые, агрессивные (бэтмэны, человек паук) Барби, Синди- куклы наших девочек. Кто они для них? Играя с этой куклой, дети не учатся быть матерью.
Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия компьютерных игр на психику ребенка. Психологи утверждают, что во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. Где же общение с семьей, с взрослыми, игры со сверстниками? Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.
- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? Расскажите.
(Родители делятся семейным опытом.)
Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений: салки, жмурки, лапта, городки, «да и нет», «Я знаю 5 имен девочек», пятнашки.
Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. » Эта мысль принадлежит А.Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры. Ни в какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
- Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? (высказывания родителей)
Я с вами согласна ( игры помогают преодолеть неуживчивость, неприспособленность, страх, неуверенность и т. д.) Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей. Поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.
Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и радоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется….», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Анализ анкет родителей.
Чтобы узнать в какие игры играют родители с детьми дома, провели опрос родителей. Анализ опроса показал, что многие родители дома с детьми не играют. Не смогли назвать и любимые игры ребенка, игры в которые дети играют с папой и с мамой. Если некоторые и назвали игры с детьми, то неразнообразные: игра в машинки, азбука, рисуют, лепка, лото, футбол.
Очень важны для ребенка совместные игры со взрослыми. Игры при умелой организации взрослых учат терпимости к другим, отзывчивости, взаимовыручке, доброте. Совместная игра, способствует личностному росту и развитию ребенка. А взрослый, играя с детьми учится понимать проблемы ребенка, его невысказанные переживания. Родители взяв на себя роль в игре, показывают образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрируют примеры творчества. Совпадают ли ответы детей и родителей об играх, мы увидим в видеосюжете «Говорят дети»
Ведущая. А сейчас предлагаем вам посмотреть видеосюжет «Говорят дети».
Таким образом, мы провели исследование игровых интересов детей и родителей и пришли выводу, что родители редко играют с детьми. Очень грустно.
Ведущая. Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты) и т.д. Сегодня вы познакомитесь с играми развивающего характера, воздействующие непосредственно на психологические качества личности ребенка, в которые вы сможете поиграть со своим ребенком дома ( ведущая раздает памятки с советами по проведению игр).
Задание «Конверт дружеских вопросов».
Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.
Примерные вопросы на карточках:
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
- Что делать, если ребенок не хочет играть с вами?
и.др.
Ведущая. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно переносит воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.
Куклотерапия как метод основан на процессах представления ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.
Куклотерапия широко используется для разрешения внутренних конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушением поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует »в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно –психического напряжения.
Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Коррекция достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Выставка игрушек и кукол разного вида.(Родителям предлагаем рассмотреть выставку)
Итак, мы разобрались в том, как влияет кукла на развитие ребенка и на разрешение личностных проблем. Давайте теперь совершим «экскурсию» по выставке кукол. Куклы самые разнообразные! Отметим, что в куклотерапии используются: куклы – марионетки, пальчиковые , теневые куклы, плоскостные куклы, веревочные , перчаточные , куклы костюмы (застегиваются в одежду ребенка).
Практическая часть.
Самостоятельная работа родителей и детей в микрогруппах «Изготовление куклы-марионетки»
Ведущая. Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
- Изготовление кукол.
- Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.
Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляется навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.
Уважаемые родители, сейчас мы переходим в практическую часть- изготовление куклы-марионетки.
Принцип изготовления простых марионеток предложен Вильдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вышитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая – руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что позволяет ребенку моделировать различные эмоции. Работа с куклами – марионетками сверху.
Работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику и общую координацию движений; проявлять через игру те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы.
Разыгрывание на куклах в паре с родителями типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Рефлексия.
- Что для вас было наиболее важным и нужным на этом заседании клуба?
- Что будете использовать на практике?
- Ваши пожелания.
Игры на внимание. «Выполни в темноте»
Условие игры: играющий в течение 1-3 мин. должен посмотреть содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему.
«Нарисуй в темноте»
Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать в определенной последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью. Задания могут быть разные.
«Встаньте все те, кто…»
Ведущий предлагает встать всем, кто…
- любит бегать,сладкое;
- имеет младшую сестру и т. д.
«Из какой песни?»
Игра строится по принципу телевизионной игры «Угадай мелодию».Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.
Игры на развитие общения. «Вежливые слова»
Игра проводится с мячом. Дети бросают мяч друг другу и при этом называют вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игры на развитие мышления и памяти. «Назови одним словом»
Взрослый просит сказать что их объединяет и называть, одним словом:
- лошадь, корова, овца, свинья – это…
- капуста, картофель, лук, свекла – это…
«Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребенок называет противоположное значение.
- белый – ….. ( черный); большой - …(маленький).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Главной целью нашей работы является создание для каждого ребенка безопасного мира, полного возможностей, где он мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Только обеспечив это право, мы можем создать процветающее, безопасное, стабильное и успешное общество»
Актуальность: В настоящее время многие исследователи указывают на наличие кризиса семьи как основной составляющей общества. Данный факт обусловлен многочисленными причинами, которые могут негативно сказываться на взаимодействии между родителями и детьми, а также на общем процессе развития дошкольника. Большего внимания заслуживает качество родительских отношений, наличие или дефицит любви и сенсорной стимуляции. Таким образом, психолого-педагогическая помощь семье - важнейшая область деятельности дошкольного образовательного учреждения. Профилактика конфликтного взаимодействия, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области напрямую связаны с семейной ситуацией .
Цель - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.
Задачи: оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; повышать педагогическую, правовую и психологическую компетентность родителей; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Формы работы с семьей: тренинги Переговорные площадки А кции Мастер - классы брифинги Совместные праздники и развлечения Круглые столы
1. Появление интереса у родителей к содержанию обсуждаемых тем. 2. Возникновение дискуссий по инициативе родителей. 3. Ответы на возникшие вопросы самими же родителями. Обмен опытом. 4. Повышение количества родителей, желающих участвовать в заседании клуба. 5.Активизация размышлений родителей. Теоретическое и практическое нахождение оптимальных методов воспитания детей в семье. 6. Обсуждение собственных психолого-педагогических успехов и ошибок . Показатели эффективности работы клуба:
Основные направления работы клуба: 1 блок «Мы против жестокости» Права детей Права и обязанности родителей (законных представителей). 2 блок «О здоровье в шутку и всерьез» Домашняя аптечка Компьютер: за и против Правильное питание
3 блок «Сохранение семейной памяти – как фактор преемственности поколений» Семейные традиции Роль отца в воспитании ребенка Моё генеологическое древо. 4 блок «Год до школы» «Как лучше готовить ребенка к школе?» «Готовы ли к школе … родители?»
5 блок «Молодая семья» «Я – сам!» (Кризис 3-лет) Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка Поиграйте со мной!!! (роль игры в развитии ребенка)
Структура заседаний клуба: Этапы занятий Цель заседания Примечание 1. Ритуал приветствия Создать у родителей настрой на совместную работу друг с другом и с педагогами ДОУ 2. Разминка Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих заседаниях, конкретизировать сделанные выводы, обобщить новый приобретенный опыт 3 .Основная часть Расширить представления родителей о психологических особенностях их детей, помочь приобрести новый опыт общения с ними Создать новый опыт взаимодействия с реальной жизнью 4. Ритуал прощания Закрепить новый опыт, подготовить к взаимодействию в привычной социальной среде 5. Рефлексия Выяснить мнение родителей о прошедшем заседании клуба
План работы клуба «Содружество» на 2020-2021 уч.г . № Тематика заседаний Форма проведения Ответственные 1 Профилактика жестокого обращения с детьми. Можно ли обойтись без наказаний? Круглый стол Социальный педагог педагог-психолог 2 Игра в жизни ребенка. Куклотерапия Семинар- тренинг Педагог-психолог Социальный педагог 3 Воспитание культуры здоровья Семинар - практикум Ст. медсестра педагог-психолог соц. Педагог 3 Семья сильна традициями Переговорная площадка педагог-психолог , социальный педагог. 4 Вместе дружная семья Конкурс Педагог-психолог социальный педагог
Функции клуба: Коммуникативная – функция создания и сплочения родительского коллектива как совокупного объекта педагогической деятельности; Личностно – ориентированная – направленная на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей; Содержательная – направленная на решение проблем; Инструментальная – позволяющая выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умение коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления; Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Принципы взаимодействия с родителями: целенаправленность - привлечение всех участников к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений; плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным; дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями; сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации; стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми; доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Правила поведения родителей на заседаниях Родительского клуба: на протяжении всего заседания выступать в разных ролях – партнёр, помощник; контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми; принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков; быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.
Ожидаемые результаты: повышение правовой и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития; оптимизация детско-родительских отношений; сохранение семейных ценностей и традиций; возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...