Консультация для родителей "Использование ИКТ в воспитании дошкольников"
консультация

Макарова Наталья Владимировна

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

В работе с детьми информационно-компьютерные технологии нами используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ в воспитании дошкольников21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Использование ИКТ в воспитании дошкольников"

      В детском саду  успешно применяются  ИКТ  в  воспитательном процессе.

ИКТ в  дошкольном образовательном  учреждении  можно классифицировать :

  1. ИКТ, с помощью которых решаются  педагогические задачи (электронные учебники,  электронные системы для обучения  и контроля знаний)

2.Электронные системы для практического применения знаний (виртуальный  конструктор, программы, для моделирования, тренажер)

3.Интерактивные   средства ( телекоммуникационная  конференция, электронная  почта)

4.Поисковые  средства и программы (каталоги, поисковые  системы)

5.Электронные  средства, содержащие  текстовую информацию  (электронный  учебник)

6.Средства  визуальной информации  (  цифровое  фото, видео  и т.д.)

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

   Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

В работе с детьми информационно-компьютерные технологии нами используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.            Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Мы считаем, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности,  а так же развивает ребенка всесторонне.

    Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

    Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени.

     Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

     Использование на занятиях мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

   Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог.

   Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

 – осуществление полисенсорного восприятия материала;

 – возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

 – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; 

 – возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

 – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

 – компьютерные презентационные слайд-фильмы мы  используем для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

    Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование таких презентаций на занятиях по математике,  музыке, ознакомлении с окружающим миром  обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Сегодня ИКТ занимает свою нишу  в воспитательно-образовательном пространстве ДО. Это позволяет:

- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

- развивать у дошкольников исследовательское поведение;

- расширять творческие возможности самого педагога.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  1. исследовательский характер,
  2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  3. развитие широкого спектра навыков и представлений,
  4. высокий технический уровень,
  5. соответствие возрасту,
  6. занимательность.

Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия,  в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно  вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды  и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности,  скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы.  Вместе с педагогом данный материал  сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат,  вариативность наглядного ряда.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов,  мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или  с помощью родителей  создать свою презентацию.

Для детей младшего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов. Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно.  Во-вторых, способствует развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол).

В-третьих, обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (развивается ассоциативная память).

Хочется заметить, что если педагоги дошкольных учреждений не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.

Используемая литература: 

Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007. 3. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию дошкольников

Роль воспитателя в развитии самостоятельной муыкальной деятельности детей....

Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

Консультации по музыкальному воспитанию дошкольников. Оформление ширм для детского сада....

Консультация для родителей по гендерному воспитанию дошкольников

       Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, кото...

Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников: «Мама, откуда я взялся?»

Одно из главных воспитаний в дошкольном возрасте это половое, но часто родителям очень трудно разговаривать со своим ребенком на "интересные " темы. В данной статье автор помогает родителям ответить п...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация для родителей о том, как приобщить детей к миру природы, воспитать гуманное отношение...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...