Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников: «Мама, откуда я взялся?»
статья по теме

Яковлева Полина Васильевна

Одно из главных воспитаний в дошкольном возрасте это половое, но часто родителям очень трудно разговаривать со своим ребенком на "интересные " темы. В данной статье автор помогает родителям ответить правильно на такие вопросы ребенка как: "Откуда я взялся? как появился братик?" и т.д. Приводятся много примеров по правильному половому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovoe_vospitanie.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников подготовила Яковлева Полина Васильевна, воспитатель старшей (разновозрастной) группы МБДОУ д/с №3 г.Белгорода

«Мама, откуда я взялся?»

Дети дошкольного возраста очень любознательны и приходит время, когда подросшие ребята спрашивают и настойчиво ищут ответа на вопросы: «Откуда появился маленький братик? Откуда берутся дети?» Эти вопросы нередко приводят родителей в смятение: им кажется, что ребенок слишком быстро развивается и интересуется тем, что ему еще рано знать.

Но задача каждых родителей не отвернуться от вопроса ребенка, а простым, доступным образом дать ответ.

Да, к такому ответу на такой щекотливый вопрос следует основательно подготовиться.  Со временем к этому процессу  присоединятся детские дошкольные образовательные учереждения, друзья, телевизор, интернет, но первым в списке полового воспитания ребёнка стоят мама и папа.

Начать беседу со своим ребёнком "по половому вопросу" не так уж легко. Многие родители беспокоятся о том, что могут сказать  очень много или мало, рано или поздно, не могут решить какие слова можно и нужно сказать в таком «вопросе».

Прежде чем отвечать на такие вопросы, нужно спросить ребенка, зачем ему захотелось это узнать. Иногда оказывается, что ребенка волнует вовсе не то, как он появился на свет, а  откуда он приехал на эту улицу или в дом, где живет. Например, в одном дошкольном учреждении воспитатель читал  рассказ Чеслава Яншарского «Мишка Ушастик в детском саду» .После воспитанник Толя придя вечером домой  поинтересовался у отца: «Откуда я взялся?» Отец объяснял очень долго и путанно, а мальчик закончил этот разговор сам, сказав: «А вот обезьянка взяла и приехала из Африки».

Вопросы, которые задают дети, чаще всего - проявление любознательности и связаны с впечатлениями их от внешнего мира, наблюдениями. Малыш слышит, что у соседки родился ребенок, видит, как и его собственная мать шьет распашонки или пеленки для будущего братика или сестрички, упоминание о которых он улавливает в беседе взрослых между собой. Детей интересует сам факт рождения человека, и не более. У нормально развивающегося ребенка никакого сверхособого интереса к половым вопросам нет.

Ребята замечают изменение фигуры матери. Так, пятилетний Миша заявляет: «Мамочка, какая ты стала толстая!» Мать спокойно и правильно ответила: «Скоро у тебя будет маленький братик или сестричка. Сейчас он растет у меня в животике, а как вырастет, родится». Ответ удовлетворил мальчика, и он с нетерпением стал ждать появления маленького ребенка.

Детям необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко. Ответ должен быть ясным: дети появляются и растут в животе у мамы. Вначале они очень маленькие, постепенно растут и, когда становятся большими, их отделяют от мамы. Для того чтобы отделить ребеночка от мамы, ей придется лечь в больницу.

Интересный пример приводится в книге Л. Писаревой «Практика воспитания детей»: «...Папа с семилетним Мишей шли по улице. Была ранняя весна, и на улицах такая гололедица, что идти было очень трудно, некоторые прохожие падали. На середине горки, на самом крутом месте, стало совсем трудно идти. И тут они увидели чужую, незнакомую папе и Мише тетю, которая спускалась вниз, попала на скользкое место и никак не могла выбраться ни вперед, ни назад. У тети был большой живот, такой большой, что Миша никогда такого не видел, оттого тете было еще труднее идти. Папа быстро подошел к тете и со словами «Мы вам поможем» взял ее под руку. «Миша, помоги»,- сказал папа. Миша подал тете руку, и все стали спускаться вниз. Спустились благополучно. Тетя очень обрадовалась и горячо поблагодарила папу и Мишу за то, что они ей помогли. «Папа, отчего у нее такой большой живот?» - спросил Миша, когда они снова пошли своей дорогой. «А оттого, Миша, что она скоро будет мамой, у нее родится маленький ребеночек, такой же маленький, какого ты видел у дяди Кости и тети Маши, таким же маленьким был и ты, когда родился, и я, и твоя мама. Ребенок вначале так мал, что не может еще сам дышать и есть и, пока он не станет крепче, спит, свернувшись в клубочек в животе у своей мамы, там ему тепло и мягко, и мама кормит его своей кровью, а когда он подрастет, тогда ребенок выйдет наружу, и его уже можно носить на руках и баюкать, и тогда уже сам дышит и сам пьет молоко. Когда ребенок родится, мама его хворает, но потом все проходит, и папа и мама очень радуются, что у них появился маленький человечек. Но пока маленький спит в животе у мамы, он очень слабый, и его надо беречь, значит, нужно беречь и маму. Вот если бы мы той тете не помогли, она могла бы упасть и ушибить свой живот и маленького ребеночка, который находится у нее внутри».

При объяснении нужно идти от известного к неизвестному. Например, легче объяснить рождение ребенка сельскому мальчику или девочке: ведь они бывают свидетелями, как вылупливаются цыплята, как кошка «окотилась» и т. д. Городскому ребенку труднее объяснить это.

Немецкий ученый Гунтер Фейстель привел такой пример разумного ответа на вопросы пятилетнего мальчика. Вначале отец показал сынишке размножение бабочек, затем во время прогулки в лесу - высиживание птенцов птицами, потом - семейство кроликов. Сын спросил: «А кролики тоже из яиц вылупливаются?» Отец объяснил: «Крольчата такте маленькие, что живут сперва в теле матери». Тогда сам ребенок догадался, почему у его приятеля была такая толстая кошка, а после появилось пять котят. Но малыша мучит вопрос: сам-то он не помнит, как появился на свет. «Конечно не помнишь! Ты был совсем маленький, несмышленыш. Но мы ждали тебя и были очень рады, что ты родился». Малыш был полностью удовлетворен и больше не задавал никаких вопросов.

Часто боясь серьезного разговора, родители придумывают сказки  про капусту, аистов и т.д. Ребенок безоговорочно верит своим родителям, что его нашли в капусте, затем и сам продолжает долго искать кого-либо в капусте.

На вопрос дочери «Откуда я появилась?» мать ответила: «Аист в клюве принес и бросил через дымоход в дом». С тех пор девочка постоянно заглядывала в дымоход, а вечером, прежде чем лечь спать, обязательно открывала дымоход. Так было до 10 лет, а потом... Девочка долго переживала родительский обман.

Ответы взрослых должны быть простыми и естественными. При этом родителям надо реагировать на вопросы детей так, чтобы прежде всего исключить всякое собственное удивление и смущение, а также строгость и возмущение. Ответы и пояснения, которых ждут дети, должны исходить из естественных законов природы и ни в коем случае им не противоречить. Эти ответы должны быть краткими, четкими, не касающимися деталей, а только существа вопроса.

У дошкольников может возникнуть вопрос о роли отца в появлении ребенка. Можно дать такой ответ: «Ребенок в животе у мамы появляется тогда, когда родители живут дружно, заботятся друг о друге и по-настоящему любят друг друга». Интересный ответ дает Л. Н. Гудкович в журвале «Семья и школа»: «В животе у мамы есть железки, которые вырабатывают крохотные яички, и если такое яичко встретится с семенами папы, то оно начинает расти - пока не вырастет. На возможный вопрос «А откуда в мамином животике берется папино семя?» ответить можно спокойно, что оно попадает к маме тогда, когда родители спят ночью вместе и очень любят друг друга».

Беседуя на подобные темы с ребенком, можно добавить, что об этом следует говорить только в своей семье. Эта общая тайна еще больше сблизит детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

Консультации по музыкальному воспитанию дошкольников. Оформление ширм для детского сада....

Консультация для родителей по гендерному воспитанию дошкольников

       Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, кото...

Консультация для родителей по трудовому воспитанию дошкольников «Не принуждать, а приучать»

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной ...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация для родителей о том, как приобщить детей к миру природы, воспитать гуманное отношение...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...

Рекомендации родителям по половому воспитанию дошкольников

Рекомендации родителям по половому воспитанию дошкольников...

Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников «Спортивный уголок дошкольника»

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста по организации спортивного уголка в услових семейного воспитания...