Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с нарушением зрения.
статья
«Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Освоение мира начинается с освоения руки. Координация движения рук и пальчиков (мелкая моторика) играет очень важную роль в умственном развитии. Чем больше малыш тренирует свои руки и пальцы, чем больше задействует их в играх, тем быстрее у него развивается речь, память, внимание, умение общаться и познавать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_3-4_let.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с нарушением зрения.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Освоение мира начинается с освоения руки. Координация движения рук и пальчиков (мелкая моторика) играет очень важную роль в умственном развитии. Чем больше малыш тренирует свои руки и пальцы, чем больше задействует их в играх, тем быстрее у него развивается речь, память, внимание, умение общаться и познавать окружающий мир.
Мелкая моторика позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
У детей с нарушением зрения, кроме мелкой моторики рук, необходимо развивать ещё и тактильные ощущения, так как они выступают мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно тактильные ощущения позволяют малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Доказано, что тактильные ощущения имеют тот же механизм, что и зрение. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость, холод, тепло. Рука, ощупывающая предметы, даёт представление обо всём, что даёт глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.
Необходимо отметить, что дети с нарушением зрения, как ни покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии тактильных навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них нарушенное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Задача родителей помочь детям компенсировать зрительные нарушения, развивая мелкую моторику рук и тактильные ощущения. И в этом им помогут игры на развитие мелкой моторики рук.
Существует много упражнений и игр, развивающих мелкую моторику. И родителям сориентироваться крайне сложно, какие же из игр подойдут для ребенка 3-4 лет. Именно поэтому рекомендую обратить внимание на следующие игры по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением зрения.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры- это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышления, зрительное и слуховое внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.
Игры с песком.
Игра с песком-это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Эксперимент и самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций - все это дает игра с песком.
В играх с песком более гармонично и интенсивно развивается мелкая моторика пальцев рук, осязание, прослеживающая функция глаз, повышается зрительное внимание и память.
Игры с камешками Марблс
Благодаря играм с камешками Марблс у детей активно развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и формируется цветоразличение, развиваются познавательные и творческие способности, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука», происходит коррекция психических процессов детей: они становятся спокойными и уравновешенными, способными решать возникающие проблемы.
Правила безопасности в играх детей с камешками Марблс:
- Родители хорошо знают своего ребенка и доверяют ему, но все равно, необходимо объяснить несколько раз, что камешки и шарики Марблс не съедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот.
- Лучше поиграть вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно.
- Нельзя оставлять наборы в доступном месте, если у вас есть еще более маленькие дети.
Предлагаем несколько игр с камешками Марблс для детей 3-4 лет.
1.«Веселые клеточки»
Дети играют по одному или в паре. На специальной платформе с квадратными или округлыми выпуклыми отверстиями дети из камешков Марблс выкладывают изображения (по образцам или самостоятельно придуманные)
2.«Волшебные коробочки»
Ребенку предлагается разложить камешки Марблс по форме, цвету, величине в коробочки, соответствующей формы.
3.«Рыбки в аквариуме»
Детям предлагается накормить рыбок в аквариуме. Больших рыбок надо «накормить» большими круглыми «водорослями, червячками» (камешками), маленьких- маленькими. Также, дети могут по своему желанию выбирать корм рыбкам.
4.«Испечем печенье».
Дети заполняют формочки обычным мокрым или кинетическим песком и «выпекают» печенье, затем украшают его камешками Марблс.
Су-Джок
Для развития мелкой моторики пальцев рук мы широко используем нетрадиционную современную методику Су-Джок.
Су-Джок представляет собой массажеры в виде массажных шариков и массажных металлических колечек. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Су-Джок терапия вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и пальцах детей, и вызывает приятные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику, координацию движений, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка.
Примеры игр по методике Су-Джок.
Приёмы Су- Джок массажа:
- круговые движения шарика между ладонями
- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
- вращение шарика кончиками пальцев,
- сжимание шарика между ладонями,
- сжимание и передача из руки в руку.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стихотворением или потешкой.
.1. «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)
2. «Колючий ежик»
Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)
Игры и упражнения с массажным кольцом
1.«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы из кулачков по одному),
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел.
«Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)
Это лишь некоторые примеры игр для развитие мелкой моторики рук. На самом деле их множество.
Это игры с крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.
Так же, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
• игры с глиной, пластилином, тестом- это раскатывание, сплющивание, отрывание мелких кусочков;
• рисование карандашами, которые «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски;
• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить;
застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма, повышается речевая активность.
А самое главное, с помощью игр на развитие мелкой моторики рук повышается острота зрения, зрительная память, формируются сенсорные эталоны, развиваются тактильные ощущения.
Советы родителям:
1. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо!
2. Не прерывайте занятия на длительный срок.
3. Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или же заменить другим.
4. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а его участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
5. Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить ему радость и желание.
6. Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование.
7. Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий
У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"
Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...