«Способы исследования состояния осязания и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения различной этиологии».
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Опыт работы учителя - дефектолога Линке Ларисы Альбертовны
«Способы исследования состояния осязания и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения различной этиологии».
Ребенок родился - и уже осуществляет хватательные движения, т. е. Сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей, интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычный ребенок, Имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента рождения. Глаз играет большую роль в формировании движений, координации и точности их направленности. Двигательная сфера детей с нарушением зрения развивается иначе, чем у детей с нормальным зрением. У них чаще запаздывает в развитии координация движений, точность их выполнения, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями, у детей наблюдается отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений, наблюдается ослабленность или наоборот напряженность различных групп мышц.
В исследованиях М. И. Земцовой подчеркивается что для детей с нарушением зрения характерно нарушение микроориентирование и ослабленность различных групп мышц. Из - за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно - практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.
Дети страдающие косоглазием и амблиапией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Вся система медико - педагогической коррекции в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения
направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности. Мышечные возможности руки ребенка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Следовательно, учитель - дефектолог в коррекционной работе по развитию осязания и мелкой моторики должен проводить консультации для родителей, показывать и рассказывать об играх, способствующих развитию моторики. При выявлении патологии в моторном развитии вовремя отправлять на углубленную консультацию в Центр Коррекционной педагогики или к другим специалистам занимающимся проблемами психо - моторного развития (невропатологу, психоневрологу, логопеду и т. д.). Только совместно с родителями, воспитателями можно решить многие проблемы связанные с недоразвитием моторики. Своевременное выявление проблем развития моторных навыков - это путь к успеху в коррекционной работе.Для планирования работы по развитию мелкой моторики необходимо провести исследование детей. Исследование проводится централизованно: первичное - с 1 по 16 сентября; дополнительный срез в январе месяце и сравнительное итоговое исследование в конце мая месяца. Такие сроки исследования необходимы для того, чтобы лучше проследить результаты коррекционной работы. Во время исследования применяются разные формы работы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Исследование
состояния развития осязания и мелкой моторики в нашем дошкольном учреждении было разработано на основе программы Российской Федерации по разделу: коррекционная работа в детском саду. Исследование проводится по следующим разделам:
- Формирование представлений о возможностях и строениях рук. Используются такие упражнения как «Зайчик», «Сорока», «Встретились пальчики правой и левой руки». Во время исследования необходимо обращать внимание на гипо или гипертонус мышц руки у ребенка. Исследование можно проводить индивидуально или подгруппой.
- Умение выполнять различные микродинамические акты и крупные движения руки. Можно использовать такие игровые упражнения: «Сделай заборчик из счетных палочек», «Почтовый ящик», «Сортировка мелких предметов». Во время выполнения упражнений обращать внимание на точность выполнения движений. Исследование проводится индивидуально или подгруппами.
- Уровень сформированное™ приемов обследования предметов и их изображения. Обследование мягкой игрушки. Смотреть за соблюдением последовательности при обследовании игрушки (сверху вниз), планомерные или хаотичные движения руки, активные или пассивные. Обследование проводиться индивидуально.
- Умение использовать осязание при обследовании геометрических фигур, предметов домашнего обихода. Используем дидактическую игру «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурами и объемными игрушками. Исследование проводиться индивидуально.
- Умение различать на ощупь различную поверхность. Используется д/игра «Дорожки» с разной поверхностью и предметы из разного материала. Исследование проводиться индивидуально.
- Сформированное™ осязательных приемов обследования предметов разных по величине. Используется д/игра «Чудесный мешочек», с парами предметов с одинаковым названием но разными по величине. Исследование проводиться индивидуально.
- Умение делать простейшую классификацию предметов по общим отличительным осязательным признакам. Используется д/игра «Найди все жесткое, гладкое и т. д.» Можно использовать все формы работ.
- Сформированное™ навыков использования осязания в процессе предметно - практической деятельности. Наблюдения проводятся во время занятий и £ повседневной жизни.
При подборе игровых упражнений учитывается психо - моторное состояние
ребенка, глазной диагноз. Подбор упражнений зависит от гипо или
гипермышечного тонуса. Игры подбираются с учетом индивидуальных
особенностей ребенка. До обследования изучается личная карта ребенка, в
зависимости от физического состояния подбираются приемы и игровые
упражнения учитывающие индивидуальные психо - физические
особенности ребенка. Только после этого выбираются группы детей с
которыми можно проводить фронтальные или подгрупповое исследование.
.1
С определенными заболеваниями необходимо использовать только
*
индивидуальное исследование. При составлении коррекционного плана по развитию осязания и мелкой моторики, педагог учитывает данные полученные в ходе обследования. Поэтому очень важно вовремя выявить особенности развития моторики для того, чтобы коррекционная работа приносила положительный результат и позволила как можно лучше подготовиться к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"
Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...
«Нетрадиционные способы лепки как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушеними речи посредством нетрадиционного способа - лепк...