«Способы исследования состояния осязания и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения различной этиологии».
статья по коррекционной педагогике

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_issledovaniya_melkoy_motoriki.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя - дефектолога Линке Ларисы Альбертовны

 «Способы исследования состояния осязания и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения различной этиологии».


Ребенок родился - и уже осуществляет хватательные движения, т. е. Сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей, интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычный ребенок, Имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента рождения. Глаз играет большую роль в формировании движений, координации и точности их направленности. Двигательная сфера детей с нарушением зрения развивается иначе, чем у детей с нормальным зрением. У них чаще запаздывает в развитии координация движений, точность их выполнения, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями, у детей наблюдается отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений, наблюдается ослабленность или наоборот напряженность различных групп мышц.

В исследованиях М. И. Земцовой подчеркивается что для детей с нарушением зрения характерно нарушение микроориентирование и ослабленность различных групп мышц. Из - за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно - практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.

Дети страдающие косоглазием и амблиапией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Вся система медико - педагогической коррекции в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения


направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности. Мышечные возможности руки ребенка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Следовательно, учитель - дефектолог в коррекционной работе по развитию осязания и мелкой моторики должен проводить консультации для родителей, показывать и рассказывать об играх, способствующих развитию моторики. При выявлении патологии в моторном развитии вовремя отправлять на углубленную консультацию в Центр Коррекционной педагогики или к другим специалистам занимающимся проблемами психо - моторного развития (невропатологу, психоневрологу, логопеду и т. д.). Только совместно с родителями, воспитателями можно решить многие проблемы связанные с недоразвитием моторики. Своевременное выявление проблем развития моторных навыков - это путь к успеху в коррекционной работе.

Для планирования работы по развитию мелкой моторики необходимо провести исследование детей. Исследование проводится централизованно: первичное - с 1 по 16 сентября; дополнительный срез в январе месяце и сравнительное итоговое исследование в конце мая месяца. Такие сроки исследования необходимы для того, чтобы лучше проследить результаты коррекционной работы. Во время исследования применяются разные формы работы:        индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Исследование

состояния развития осязания и мелкой моторики в нашем дошкольном учреждении было разработано на основе программы Российской Федерации по разделу: коррекционная работа в детском саду. Исследование проводится по следующим разделам:

  1. Формирование представлений о возможностях и строениях рук. Используются такие упражнения как «Зайчик», «Сорока», «Встретились пальчики правой и левой руки». Во время исследования необходимо обращать внимание на гипо или гипертонус мышц руки у ребенка. Исследование можно проводить индивидуально или подгруппой.
  2.  Умение выполнять различные микродинамические акты и крупные движения руки. Можно использовать такие игровые упражнения: «Сделай заборчик из счетных палочек», «Почтовый ящик», «Сортировка мелких предметов». Во время выполнения упражнений обращать внимание на точность выполнения движений. Исследование проводится индивидуально или подгруппами.
  3.  Уровень сформированное™ приемов обследования предметов и их изображения. Обследование мягкой игрушки. Смотреть за соблюдением последовательности при обследовании игрушки (сверху вниз), планомерные или хаотичные движения руки, активные или пассивные. Обследование проводиться индивидуально.
  4. Умение использовать осязание при обследовании геометрических фигур, предметов домашнего обихода. Используем дидактическую игру «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурами и объемными игрушками. Исследование проводиться индивидуально.
  5. Умение различать на ощупь различную поверхность. Используется д/игра «Дорожки» с разной поверхностью и предметы из разного материала. Исследование проводиться индивидуально.
  6. Сформированное™ осязательных приемов обследования предметов разных по величине. Используется д/игра «Чудесный мешочек», с парами предметов с одинаковым названием но разными по величине. Исследование проводиться индивидуально.
  7. Умение делать простейшую классификацию предметов по общим отличительным осязательным признакам. Используется д/игра «Найди все жесткое, гладкое и т. д.» Можно использовать все формы работ.
  8. Сформированное™ навыков использования осязания в процессе предметно - практической деятельности. Наблюдения проводятся во время занятий и £ повседневной жизни.

При подборе игровых упражнений учитывается психо - моторное состояние

ребенка, глазной диагноз. Подбор упражнений зависит от гипо или


гипермышечного тонуса. Игры подбираются с учетом индивидуальных

особенностей ребенка. До обследования изучается личная карта ребенка, в

зависимости от физического состояния подбираются приемы и игровые

упражнения учитывающие индивидуальные психо - физические

особенности ребенка. Только после этого выбираются группы детей с

которыми можно проводить фронтальные или подгрупповое исследование.

.1

С определенными заболеваниями необходимо использовать только

*

индивидуальное исследование. При составлении коррекционного плана по развитию осязания и мелкой моторики, педагог учитывает данные полученные в ходе обследования. Поэтому очень важно вовремя выявить особенности развития моторики для того, чтобы коррекционная работа приносила положительный результат и позволила как можно лучше подготовиться к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...

«Нетрадиционные способы лепки как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушеними речи посредством нетрадиционного способа - лепк...