Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника.
консультация
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie.docx | 176.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника.
Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). Психическое развитие невозможно без опоры на восприятие.
Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков.
Сенсорное способности – функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого. Сенсорное способности составляют основу общего интеллектуального развития ребенка и имеют самостоятельное значение.
Развитие ощущения и восприятия проходит успешнее в детских видах деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра. Такая деятельность должна быть целенаправленной и содержательной, должна вызывать потребность в овладении формой цветом, пространственными ориентировками.
Развитие сенсорных способностей происходит при непосредственном контакте ребенка с окружающей средой. Представления, которые ребенок получает путем конкретного чувственного навыка, подкрепленные эмоциями и чувствами, имеют обобщающий хаpактер, выpажаются в элементарных суждениях. Данные представления поддерживаются теми знаниями, которые ребенок приобретает об окружающей мире, о свойствах предметов и явлений. Источником увеличения сенсорного опыта является окружающая ребенка природа, домашний труд, строительство, техника.
Ведущая деятельность в раннем возрасте предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в эту деятельность. Учет цвета, формы и величины объектов необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделения цвета, формы, величины не могут быть развиты полноценные представления.
Методика развития сенсорных способностей у детей 3–4 лет предполагает обучение их обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах.
Для сенсорного развития детей в группе создается центр сенсорного развития, в который входят игрушки для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи.
Для восприятия величины и формы – пирамидки, с помощью них дети учились нанизывать колечки, соединять, разъединять, составлять по убыванию и возрастанию, сравнивать их друг с другом; геометрические фигуры-вкладыши: конусы, цилиндры, кубы.
Для развития тактильных ощущений используется панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.), природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки), «тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.).
Игры на развитие эталонов формы:
- «Покажи такую же»
- «Формы»
- «Собери и разбери пирамидку»
- «Собери ягоды в корзину»
- «Чудесный мешочек»
- «Дорисуй фигуру»
- «Опиши предмет».
Игры на развитие эталонов цвета:
- «Разноцветные льдинки»
- «Летите в стайку»
- «Цвета»
- «Какого цвета предмет»?
Игры на развитие эталонов величины:
- «Зверушки выстраиваются»
- «Длинный – короткий».
Игры на развитие тактильных ощущений:
- «Сухие материалы»
- «Найди Машу»
- «Сравни предметы»
- «Большой, поменьше, маленький.
- «Кисточки»
- «Сложи картинку».
Игры на развитие зрительного восприятия:
- «Чего не стало»
- «Запомним и повторим»
- «Поймай взглядом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника...
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именн...
Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста...
«Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей»
Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). ...
Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28680824","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Роль сенсорного воспитания в развитии у дошкольников способностей к изобразительной деятельности.
Современное общество ставит перед собой цель воспитать активную, адаптированную, творческую личность, способную устанавливать бесконфликтное общение....
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР.
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР....