Тренинг для родителей "Адаптация ребенка в замещающей семье"
методическая разработка

Южакова Светлана Александровна

Тренинг для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_-_adaptatsiya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей: «Адаптация ребенка в замещающей семье».

Цель: ознакомление участников с тем, как проходит процесс привыкания и приспособления в семье для ребенка и остальных членов семьи, чем характеризуется каждый этап и какие проблемы могут возникнуть; формирование навыка составления рекомендаций родителям.

1. Теоретический блок «Адаптация ребенка в приемной семье».

С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.

И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.

На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.

Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.

Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

Тематический буклет «У Вас будет ребенок? Шаг второй – адаптация ребенка в приемной семье».

1 этап «Медовый месяц» начинается еще во время первых визитов ребенка в гости. На этом этапе все идет обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребенок старается понравиться. Ему нравиться его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.

Рекомендации для родителей. Отнеситесь бережно к чувствам ребенка. Не стоит сразу претендовать на родительство, называть его сыном или  дочерью.

С точки зрения ребенка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.

Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребенка. Ребенок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.

Не стремитесь загружать ребенка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.

2 этап «Уже не гость». Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.

Рекомендации родителям. Не стоит терять самообладание. Кризис отношений – это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.

Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.

Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.

Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.

3 этап «Вживание». Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребенка. Они хорошо знают его сильные и слабые стороны.

На этом этапе родители находят подход к ребенку. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.

Рекомендации родителям. На этом этапе следует помнить, что любое изменение семейной ситуации может вызвать ухудшение в состоянии и поведении ребенка.

Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.

4 этап «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.

Приемный ребенок уверен в своем будущем. Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появятся новые интересы и новые привязанности.

Улучшается качество жизни всех членов семьи. На этом этапе можно судить о том, удалась ли новая семья.

Адаптация приемных родителей. Приемным родителям ни в коем случае не стоит забывать про себя и свои чувства.

Надо обязательно помнить о том, что родители тоже испытывают стресс, как и приемный ребенок. Им нужна помощь со стороны супругов, других членов семьи, специалистов.

Рекомендации родителям. Вполне возможно, что у родителей были слишком радужные ожидания. Не стоит впадать в отчаяние. Построение гармоничных отношений с ребенком требует времени.

Помните о том, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими.

Это убережет от эмоциональных срывов и болезней.

Есть люди, которые, наверняка, помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребенке.

Не забывайте о своем здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.

Если Вас тревожит какой-то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.

Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы – с приемными родителями.

Проверьте Ваши знания:

1. Когда начинается процесс адаптации ребенка в приемной семье?

С момента переезда ребенка на постоянное место жительство в семью.

2. Дети переживают процесс адаптации труднее, чем другие члены семьи?

Период адаптации ребенка в семье труден для все членов семьи.

3. Почему первый этап адаптации называют «медовый месяц»?

На этом этапе ребенок и родители стараются понравиться друг другу.

4. Чем характеризуется второй этап адаптации?

Кризисом взаимоотношений.

5. О чем говорит ухудшение поведения ребенка в кризисный период?

Ребенок освоился в новой среде и стал  больше доверять родителям.

6. Какие изменения происходят с ребенком при успешном прохождении кризиса?

Ребенок становится более спокойным и уверенным, улучшается его самочувствие, сон, аппетит, отношения с родителями.

7. Когда можно говорить об успешности адаптации ребенка в семье?

На этапе стабилизации отношений.

2. Практикум «Случай из практики»

Цель: групповая супервизия отдельных случаев из практики участников в работе с замещающими семьями.

Ход.

Участникам предлагается подготовить какой-либо случай из практики своей работы с замещающими семьями и описать его по следующему плану:

- кто обратился;

- каков запрос;

- особенности поведения ребенка;

- история развития отношений в замещающей семье.

Обсуждение. Остальным участникам предлагается определить, для какой стадии адаптации ребенка в семье свойственны такие проблемы, построить стратегию консультирования по данной проблеме приемного родителя, разработать рекомендации приемному родителю.

3. Теоретический блок «Стадии переживания горя (О чем необходимо постоянно помнить родителям)».

Приемным детям приходится переживать достаточно много неприятных переживаний в жизни. Когда ребенка забирают из родительского дома, ему приходится пережить многочисленные потери и утраты:

Ограничение в общении со своими кровными родителями или его полное отсутствие.

Смерть одного из родителей или обоих.

Ограничение в общении со своими кровными братьями и сестрами или полное прерывание контакта.

Расставание с семьей, соседями, учителями, одноклассниками и друзьями.

Перемену привычного образа жизни.

Даже если ребенок жил в очень проблемной семье, он все равно печалится и переживает. Все дети проходят один и тот же процесс, стремясь справиться со своими переживаниями. В процессе переживания ребенок проходит несколько этапов, каждый из которых имеет определенный смысл.

  1. На этапе шока/отрицания – эмоциональному шоку, в котором находится ребенок, сопутствует попытка отрицать реальность ситуации.

Рекомендации родителям.

Ребенку необходимо дать возможность выразить свои чувства, принять боль утраты; оказать поддержку, чтобы он знал, что его переживания естественны. Если у ребенка есть желание, необходимо поддерживать с ним беседу о семье, доме, родных и близких.

Возможные вопросы:

  • Расскажи, что за человек твоя мать (отец, бабушка и т.д.).
  • Как они выражали свои чувства по отношению к тебе?
  • Как ты узнавал об их любви к тебе?
  • Расскажи о самых приятных событиях твоей жизни.
  • Можешь вспомнить что-нибудь смешное?
  • Какие привычки у твоих родных?
  • Какие у них недостатки?
  • Когда ты последний раз видел маму?
  • Тебе удалось с ней проститься?
  • Что тебе вспоминается?

 Нужно дать ребенку возможность выплакаться в безопасной обстановке, когда рядом человек, который окажет поддержку – приемный родитель.

  1. На этапе гнева – ребенок стремиться обвинить кого-то в случившемся. Если гнев не прожит ребенком, он впоследствии становится источником депрессивных реакций (плача, тоски).

Рекомендации родителям.

Можно предложить ребенку специальные упражнения, которые помогут ребенку выразить гнев. Эти упражнения выводят гнев из ряда событий, которых не должно быть, и помогают наиболее полно его прожить, облегчить переживания ребенка. Упражнения «Нарисуй свое горе», «Нарисуй свой гнев», «Письмо обидчику», «Письмо горю», «Список утрат».

  1. На этапе сделки/компромисса – на смену злобе приходит осознание утраты и смирения с ней. Происходит принятие утраты разумом. Ребенок пытается устраниться от утраченного лица, ищет свое место в новых обстоятельствах.

Рекомендации родителям.

Родителям необходимо обсуждать с ребенком позитивные перемены, которые произошли в его жизни за последнее время, развивать его интересы, искать новые позитивные виды деятельности.

  1. На этапе отчаяния – обостряется тоска по утраченному, ребенок хочет вернуть прошлое. Обычно это иррациональное желание не осознается, что делает переживания еще глубже. Это период принятия утраты чувством.

Рекомендации родителям.

Необходимо объяснить ребенку, что его тоска по дому естественна, помочь смириться с утратой, найти слова утешения.

  1. На этапе принятия, адаптации – начинается развитие новой идентичности, осознание себя в новых обстоятельствах, принятие новых отношений.

Рекомендации родителям.

Обсуждать с ребенком планы на будущее, на что он может опереться в новых обстоятельствах, к кому обратиться за помощью.

Поддержка родителей во многом определит, как ребенок будет переживать подобные эмоциональные реакции в будущем. Приемным родителям в этом вопросе может потребоваться консультация психолога.

4. Практикум «Что нужно сказать тем, кто горюет».

Цель: формирование навыка составления рекомендаций родителям.

Ход.

Каждому участнику предлагается написать письмо-утешение ребенку, пережившему разные виды утрат. Письма зачитываются в группе и обсуждаются.

5. Подведение итогов занятия.

Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.

Вывод.

С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.

И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.

На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.

Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.

Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

В это время новой семье особенно необходима помощь специалистов и поддержка людей, имеющих сходные проблемы. Родителям важно помнить, что не стоит оставаться с проблемами один на один. Опыт их решения найдется у специалистов и приемных родителей, которые через это прошли. За помощью нужно только обратиться.

ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

МО ГО «Смирныховский»

Тренинг для замещающих родителей

«Адаптация ребенка в замещающей семье».

Подготовила: психолог Южакова С.А.

пгт. Смирных, 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение замещающих семей

Основная цель – обеспечение  психолого-педагогического   сопровождения  приемных  семей , создание условий для успешной социализации  и  р...

Служба сопровождения замещающих семей

В муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей-Детском доме г.Талдома создана служба сопровождения замещающих семей,открыта школа приёмных родите...

программа подготовки дошкольников к переходу в замещающую семью.

Программа составлена и опробирована, дала положительный результат....

Работа Службы сопровождения приемных и замещающих семей

В материале рассказывается о работе службы сопровождения, о направлениях работы учителя-логопеда...

ПАКЕТ ОСНОВНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК для оценки параметров семейной системы замещающей семьи и индивидуальных особенностей ребенка

ПАКЕТ ОСНОВНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК  для оценки параметров семейной системы замещающей семьи ииндивидуальных особенностей ребенка....

Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"

Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...