Формирование культурно-гигиенических навыков
консультация (младшая группа)
КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kulturno.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Воспитатель: Бухарова Ю.Е
(Вторая младшая группа) 2021 год.
Воспитание здорового дошкольника — одна из приоритетных целей образовательного процесса в детском саду. Наиболее актуальным вопросом организации учебно-воспитательной деятельности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков (КГН). Эта работа требует составления тщательно продуманного плана, только в этом случае она будет способствовать физическому, психическому развитию ребят, а также воспитанию у них культуры поведения в быту. При этом для каждой возрастной группы есть свои тонкости организации работы по формированию КГН.
КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека. Акцент в работе по воспитанию КГН делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».
Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков.
Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:
мыть руки;
умываться;
одеваться и раздеваться самостоятельно;
принимать пищу аккуратно.
Для реализации этих целей группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:
приучать стряхивать воду с рук в рукомойник перед тем, как вытирать их;
практиковать самостоятельное выполнение всего алгоритма умывания (намылить лицо так, чтобы в глаза не попало мыло, смыть, вытереть);
развивать навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков;
поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания (особенно актуальна эта задача в осенне-зимний период, когда важно не только как, но и что надеть, куда повесить то, что снято, предварительно вывернув вещи налицо);
продолжать тренировать у малышей навык пользования ложкой во время приёма пищи;
- приучать кушать первое с хлебом, тщательно пережёвывая пищу с закрытым ртом;
- показывать, как можно быстрее освоить тот или иной навык (умывание, мытьё рук), расчленив действие на несколько движений (взяли мыло, открыли кран, поднесли руки к струе и т.д.);
- учить тщательно вытирать рот салфеткой после завершения частей приёма пищи (после первого, второго);
- закреплять умение пользоваться личной расчёской;
- отрабатывать привычку последовательно излагать суть просьбы, благодарить за оказанную помощь;
- воспитывать чувство коллектива (требования ко всем предъявляются одни и те же, поэтому дети чувствуют себя приобщёнными к общему делу).
Это интересно.В группе можно вводить практику личного примера, когда малыши, освоившие тот или иной навык, показывают порядок выполнения какого-либо конкретного действия своим товарищам.
Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков
Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:
- мыть руки;
- умываться;
- одеваться и раздеваться самостоятельно;
- принимать пищу аккуратно.
Для реализации этих целей в группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:
- приучать стряхивать воду с рук в рукомойник перед тем, как вытирать их;
- практиковать самостоятельное выполнение всего алгоритма умывания (намылить лицо так, чтобы в глаза не попало мыло, смыть, вытереть);
- развивать навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков;
- поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания (особенно актуальна эта задача в осенне-зимний период, когда важно не только как, но и что надеть, куда повесить то, что снято, предварительно вывернув вещи налицо);
- продолжать тренировать у малышей навык пользования ложкой во время приёма пищи;
- приучать кушать первое с хлебом, тщательно пережёвывая пищу с закрытым ртом;
- показывать, как можно быстрее освоить тот или иной навык (умывание, мытьё рук), расчленив действие на несколько движений (взяли мыло, открыли кран, поднесли руки к струе и т.д.);
- учить тщательно вытирать рот салфеткой после завершения частей приёма пищи (после первого, второго);
- закреплять умение пользоваться личной расчёской;
- отрабатывать привычку последовательно излагать суть просьбы, благодарить за оказанную помощь;
- воспитывать чувство коллектива (требования ко всем предъявляются одни и те же, поэтому дети чувствуют себя приобщёнными к общему делу).
Это интересно. В группе можно вводить практику личного примера, когда малыши, освоившие тот или иной навык, показывают порядок выполнения какого-либо конкретного действия своим товарищам.
Принципы проведения работы по воспитанию КГН
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к организации работы по формированию КГН в детском саду.
- Освоение умений должно быть увлекательным, ненавязчивым.
- Все элементы работы по формированию КГН нужно облечь в игровую форму.
- Нельзя торопить малышей. Например, начатое ещё в первой младшей группе освоение навыка кушать ложкой, некоторым ребятам 4–5 лет по-прежнему может даваться нелегко, особенно если их подгонять. Поэтому педагогу нужно терпеливо повторять, отрабатывать уже знакомые навыки, совершенствуя их выполнение и добавляя новые.
- Отработка того или иного навыка должна проводиться либо в парах, либо в малых группах (по 2–3 человека) – дети должны видеть, как действие выполняется сверстником.
- Формирование КГН проводится на отдельных занятиях, вписывается в выполнение режимных моментов, а также стихийно вводится на всех видах занятий (например, когда ребёнку потребовалось высморкаться в носовой платок в процессе любого урока, педагог демонстрирует ему при необходимости порядок выполнения этого действия).
Какие приёмы используются в работе на формирование КГН
Работа на формирование КГН, как и любой другой вид деятельности, подразумевающий взаимодействие с детьми, требует применения комбинации из четырёх групп методических приёмов.
Словесные приёмы
Важность этой группы способов взаимодействия с детьми заключается в том, что в 4–5 лет малыши, овладев основами звукового и грамматического строя языка, активно формируют собственный речевой образ, а в этом деле не обойтись без образца, то есть восприятия речи взрослого.
Объяснение
Для того чтобы дети запомнили порядок выполнения того или иного действия, педагог должен дать чёткие и понятные инструкции, используя понятные детям слова и короткие простые предложения. Например, при подготовке ко сну после обеда: сняли футболки — развесили их на спинках стульев, майки оставили, разулись, сняли носки — обувь поставили под свой стул, носки повесили на перекладину внизу, сняли шорты/юбки — разложили на сиденье стула. В процессе отработки навыка объяснение может сокращаться, но всё равно присутствовать для напоминания.
Беседа
Этот словесный приём позволяет приобщать малышей к обсуждению проблемных вопросов. Например, перед тем как отправиться мыть руки после прогулки, в контексте прочитанной накануне сказки К. Чуковского «Федорино горе», я своим воспитанникам предлагаю ответить на такие вопросы:
- «Почему плохо быть как Федора?»;
- «Как почувствовала себе Федора, когда от неё убежали посуда, мебель, вещи?»;
- «Что нужно делать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?».
Поскольку КГН нуждаются в постоянном закреплении, то с помощью повторяющихся вопросов сделать это будет проще. Например, во время игры «Дочки-матери» педагог интересуется, помыла ли «дочка» ручки перед едой, или спрашивает «маму», как она оденет своего «ребёнка» в прохладную погоду и пр.
Загадки и стихотворения
В своей практике загадки я использую для напоминания ребятам алгоритма привычных гигиенических процедур. К примеру, отправляясь мыть руки и умываться после прогулки, мы с детьми вспоминаем, какие вещи нам потребуются:
- Не люблю грязнуль, нерях, Грязных шортиков, рубах. Чтоб без сажи были лица, Предлагаю всем умыться. А чтоб тело чистым было, Вам поможет в этом … (Мыло);
- Есть у каждого в квартире, И побольше, И пошире. После ванны, после душа Вас обнимет и просушит. (Полотенце);
- В жаркий день самой желанной бывает… (Вода).
В своей практике воспитания КГН у детей я использую стихотворения для того, чтобы мотивировать малышей к сборам на улицу, а именно надеванию вещей в правильном порядке.
Нынче за окном мороз.
Чтобы мальчик не замёрз,
Надеваем мы штанишки –
Будем бегать в них вприпрыжку.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Тёплые носки надень,
Раз такой морозный день!
Куртка — тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё тебе на ножки
Обуваем мы сапожки.
Обуваем мы сапожки,
Чтобы бегать по дорожкам!
Короткие сказочные сюжеты
Сказки традиционно считаются очень эффективным способом мотивировать детей. В случае с формированием культурно-гигиенических навыков короткие истории помогают приобщить малышей к их выполнению.
Наглядные приёмы
Ведущим каналом восприятия окружающего мира у дошкольников является зрительный. Поэтому средства наглядности должны сопровождать любой вид деятельности малышей. Для формирования КГН средствами воздействия на зрительный канал могут быть:
- картинки, иллюстрирующие порядок выполнения того или иного действия;
- презентации (например, когда малыши отрабатывают навык застёгивания, расстегивания одежды им можно предложить набор из 3–4 слайдов с изображением разных видов застёжек);
- личный пример (странно требовать от ребят мыть руки перед едой, если воспитатель, прежде чем пригласить малышей за столы и пожелать приятного аппетита, не сделал это сам);
- видеоролики, мультфильмы (этот приём очень эффективен в отношении объяснения «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть наглядной демонстрации последствий неверных действий).
Практические приёмы
Эта группа приёмов, как правило, используется для закрепления знаний, умений и навыков. Таким образом ребята обобщают свой опыт, материализуя его в том или ином творческом процессе. При формировании КГН можно создавать:
-рисунки (например, необходимых атрибутов для приёма пищи — ложки, вилки, тарелки, салфетки и пр.);
-аппликации (это задание можно интегрировать, например, с формированием элементарных математических представлений, когда ребята из заготовок-геометрических фигур создают предметы, относящиеся к вопросам культуры здоровья — овал для мыла, прямоугольник для полотенца и т.д.);
-поделки (к примеру, в форме проекта для детей и родителей по созданию макета ванной комнаты с описанием назначения каждого атрибута). Игровые приёмы
Как уже отмечалось, для облегчения усвоения того или иного навыка его отработку следует облечь в игровую форму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания
В презентации представлены игры с детьми раннего возраста. Рекомендуется воспитателям и родителям....
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...