Консультация для родителей " Что такое звуковой анализ слова?"
консультация (старшая группа)
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потом учто:
-требования начальной школы стали выше, и многие родителизаинтересованыв обучении детей чтению;
Также детям необходимо знать, что:
-звуки мы слышим и произносим
- буквы мы видим , пишем и читаем.
Этот навык вырабатывается в таких играх, как " Назови первый звук в слове", " Подбери словечко", " Определи позицию звука в слове", " Найди место картинке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей 6 – 7 лет
«Что такое звуковой анализ слова?»
Подготовила:
Г.А.Орлова
воспитатель
Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношения к школе, учению, и, в конечном счете, его благополучие во взрослой жизни.
Обучение грамоте детей в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовки к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенной школьной программой.
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется», мы поймем, что ребенок, который не произносит звук правильно, вряд ли напишет его правильно в недалеком будущем.
Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, то есть слышать звуки в слове.
Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как:
«Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделения каждого звука. Так, при анализе слова «КОМ» ребенок должен произнести его три раза: «ККом», «кООм, «коММ».
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.
Также детям необходимо знать, что:
- звуки мы слышим и произносим;
- буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные звуки можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба.
Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы.
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я – [йа], Ю – [йу], Е – [йэ], Ё – [йо].
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми:
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные - зеленым.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняем, что когда произносим глухой звук, горлышко не дрожит, а при произнесении звонких звуков - горлышко дрожит (положить руку на горлышко).
Согласные звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Согласные глухие звуки: П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Ч, Х, Ц.
Примерные игровые задания:
Игра «Поймай звук».
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зеленый.
Игра «Звуковой поезд»
Задача: учить определять нахождение звука в начале, середине или конце слова.
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Выложить схему к слову ДОМ.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (синим квадратиком)
- Какой второй звук в слове ДОМ? (второй звук [О])
- Звук [О] какой? (звук [О] – гласный)
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (красным квадратиком)
- Какой третий звук в слове ДОМ? (третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (ДОМ)
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «дэомэ», вместо «дом». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучение в детском саду предусматривает название букв по их звуковым обозначениям: м, н, т… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, камушек, веревочки, вылепить из пластилина и т.д.
- Обвести по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители!
Обучение грамоте – ответственные период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Успехов вам в занятиях с вашими детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»
Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»...
Консультация для родителей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»
Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Именно об этом я предлагаю...
Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...
Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова?"
Ознакомление родителей с проведением звукового анализа слов....
Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова"
Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова"...
Консультация учителя-логопеда "Что такое звуковой анализ слова"
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка....
Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова?"
Звуковой анализ слова – важный момент при обучении чтению!В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не вс...