Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
картотека (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluha-.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, "Р" и "Л", "Ц" и "Ч" и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха:
Игра № 1 "Кто больше" Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук "Р" (звук "С" и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 "Придумай больше"
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра № 3 "Красный - белый"
Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ("Л", "Ш", например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
Игра № 4 "Поймай рыбку"
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок "вылавливает" удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть "Ж", "Д", "К" и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове "самокат" "С" слышится в начале слова, в слове "весы" - в середине, а в слове "лес" - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Игра № 5 "Кто внимательнее"
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук "З". Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 6 "Звенит-"жужжит""
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками "З" и "Ж". затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть "З", ведущий констатирует: "Звенит". Если присутствует "Ж": "Жужжит".
Игра № 7 "Цепочки слов"
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
Игра № 8 "Отстукивание слогов"
Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно "отстучать" или "отхлопать" по количеству слогов: МА - ШИ - НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно "отстучать" слово вместе с ним.
Игра № 9 "Есть волшебные слова, скажешь слово - слышишь два"
Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова "ВЕСНА", "СОСНА". Слышите, получаются слова "НАВЕС" и "НАСОС". У поэта А.Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
- Зверек, зверек, куда спешишь, как звать тебя, малышка?
- Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ, Я - МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!
Отец работать научил смышленого Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ - Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.
У меня, промолвил дед, ни забот, ни горя нет.
Захочу, отдохну, есть моложе руки,
Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ - Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.
Говорит Ивану ганка: - Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!
- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? - удивляется Иван.
Игра № 10 "Найди ошибку"
Удивился дед Тарас, бородой своей затряс:
Сорняки на гряде, а морковка в БОРОДЕ. (В борозде)
По дороге Машенька идет, на веревочке козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза: очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)
Я осла узнаю сам - по его большим УСАМ. (Ушам)
Ехал дядя без ЖИЛЕТА, заплатил он штраф за это. (Без билета)
Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.
Развитие речевого слуха
Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель - научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.
Игра № 1 "Угадай, чей голосок"
Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал:
Мы немного порезвились, по местам все разместились.
Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!
Игра № 2 "Улиточка"
Водящий - "улиточка" - становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улитка - улиточка, высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару, кусочек пирога.
Отгадай, кто я, улиточка моя.
Тот, чей голос "улитка" узнала, сам становится водящим.
Игра № 3 "Угадай, кто это"
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают.
Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать голос заранее условленным образом: "МЯУ-МЯУ", "КУ-КА-РЕ-КУ", "ГАВ-ГАВ". Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.
Игра № 4 "Лягушка"
Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке - скачет, вытянувши ножки, увидала комара, закричала …
Тот, на кого указал водящий, говорит: "КВА-КВА-КВА". Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
Игра № 5 "Улавливай шепот"
Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.
Игра № 6 "Горшочек"
Дети садятся по кругу на ковер и перекатывают мяч друг другу. Если ребенок посылает другому мяч и говорит "холодный", то мяч можно трогать. Но если посылающий мяч говорит "горячий", то дотрагиваться до мяча нельзя - "обожжешься". Кто ошибется, получает штрафное очко.
Игра № 7 "Слушай и выполняй"
Взрослый называет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. После выполнения ребенок перечисляет движения, которые выполнил. За правильное, точное выполнение и перечисление движений ребенку выдается фант. Набравший большее количество фантов - победитель.
Игра № 8 "Запомни слова"
Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считается проигрышем. Нужно платить фант!
Игра № 9 "Летит - не летит"
Всем известно, к слову "кит"- рифма звонкая "летит". Но кто слыхал, чтобы кит летал?
Давайте сыграем в "да" и "нет", найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки, кто летит, кто не летит…
Тот в игре и победит, кто не вылетит ни разу.
Летит-летит орел, Летит-летит старушка, Летит-летит трава
Летит-летит козел, Летит-летит глухарь, Летит-летит удод,
Летит-летит щегол, Летит-летит сухарь, Летит-летит компот,
Летит-летит синица, Летит-летит гагара, Летит-летит дворец,
Летит-летит фазан, Летит-летит утенок, Летит-летит кувшин,
Летит-летит сазан, Летит-летит ворона, Летит-летит пингвин,
Летит-летит баклан, Летит-летит корона, Летит-летит дракон,
Летит-летит лягушка, Летит-летит сова, Летит-летит балкон.
Игра № 10 "Приз"
Предлагаю вам рассказ - в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово "три", приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали, и не одну, а целых … две.
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори
Разок, другой, а лучше … пять.
Мечтает мальчик закаленный - стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри, а жди команду: "Раз, два, … марш!"
Недавно поезд на вокзале - мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли, когда была возможность взять?
Поиграйте с ребенком в эти игры. Желаем приятного общения.
Развитие слухового внимания.
Без внимания к звучащей материи у ребенка не сформируется правильное произношение, не выработаются навыки звукового анализа. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, способствующих развитию слухового внимания.
Игра № 1 "Где позвонили?"
Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.
Игра № 2 "Скажи, что ты слышишь?"
Ребенку предлагается зарыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнование между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: кто же услышит больше звуков? Игру очень хорошо проводить на прогулке.
Игра № 3 "Тихо - громко"
Взрослый стучит бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?
Игра № 4 "Кто что услышит"
Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
Игра № 5 "Продавец и покупатель" или "На кухне"
Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Не забудьте, что коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребенком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробках разные крупы.
Игра № 6 "Найди игрушку"
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти её, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо
Игра № 7 "Петух, наседка и цыплята"
Папа - петух, мама - наседка, ребенок - цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. 3 постукивания - ПИ-ПИ-ПИ. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?
Игра № 8 "Жмурки с колокольчиком"
Водящему завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком звонит. Водящий должен дотронуться до него.
Игра № 9 "Жмурки с голосом"
Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
Игра № 10 "Узнай по звуку"
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
Игра № 11 "Солнце или дождик?"
Взрослый берет бубен или тамбурин: "Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!"
Игра № 12 "Кто это?"
Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул. Затем следует подражание криками животного и его движениями. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом- картинкой.
Поиграйте с ребенком в эти игры или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть с вами соседских детей, родственников. Гарантируем, вы хорошо и весело проведете время. Желаем приятного общения!
Работа над интонационной выразительностью
Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.
Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.
Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.
При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:
Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела?
Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал.
Маша варежку сняла: - Поглядите-ка, нашла!
Ищешь-ищешь, не найдешь, здравствуй, пальчик! Как живешь?
Получилось? Здорово!
Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:
Простые ритмы | Сложные ритмы |
!! - ! | !!! - ! - ! !! - !!! -!!! |
Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.
- Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).
- Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).
- Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).
- Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).
- Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги).
В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных.
Слова со структурой ГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...
Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...
"Игры для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Мастер- класс для родителей...
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи....
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Игры на развитие фонематического слуха.Цель: формировать у детей умение различать речевые и не речевые звуки....
Игры для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста
laquo;Большое Ухо» Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста...
Игры для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Памятка для родителей. Играйте и развивайте ребёнка дома. Простые и весёлые игры помогут малышу различать и дифференцировать различные звуки на слух, что благоприятно скажется на его школьном обучении...