Информация для родителей "Роль труда в воспитании дошкольника."
материал (старшая группа)

Ветошкина Алсу Рафаиловна

В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых резльтатов. Важно научить детей не только индивидуальной работе, н также привить им навыки взаимодействия в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_d-st.docx696.11 КБ

Предварительный просмотр:

Роль труда в воспитании дошкольника.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

Труд – это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста. Помимо того, что труд является главной обязанностью каждого человека, он также может служить источником радости и самореализации. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых результатов. В самом раннем возрасте нужно внушать детям тезис о пользе труда как для личного блага, так и для окружающих.

Современная педагогика уделяет колоссальное внимание формированию личности дошкольников, а трудовое воспитание играет здесь не последнюю роль. В этой связи активно изучаются стили поведения ребенка и взаимоотношения его с окружающими в процессе трудовой деятельности. Кроме того, важно выстроить воспитательный процесс так, чтобы в процессе труда удовлетворялись потребности ребенка. Важно научить детей не только индивидуальной работе, но также привить им навыки взаимодействия в коллективе. Для того, чтобы реализовать подобный проект, воспитателем должна быть создана определенная атмосфера, которая подразумевает выполнение следующих условий:

 - в детском коллективе должна царить дружеская атмосфера, располагающая к совместному труду;

- педагог должен собственным примером заинтересовать детей в выполнении той или иной работы;

- трудовая деятельность должна быть обыграна таким образом, чтобы имело место как коллективное взаимодействие, так и личная ответственность за результат;

- выработка системы стимулов и поощрений.

Воспитание этой потребности - одна из ряда показателей трудолюбия:

- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

-  готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -положительного отношения к труду;

- адекватная оценка результатов деятельности;

- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Теоретические аспекты трудового воспитания.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, в уголке природы и в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки; формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).

Практические аспекты трудового воспитания.

В процессе труда происходит:

-накопление практического опыта,

-формирование навыков и умений,

-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата)

-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий)

-расширение кругозора,

-расширение словарного запаса,

-расширение представлений о сенсорных эталонах,

-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

-ощущение радости от результата труда,

-проявление внимания к партнерам по труду.

Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.

Детский труд своеобразен:

- он прост по содержанию;

- доступен по характеру выполняемых действий

- связан с игрой.

Связь игры с трудом выражается на первых этапах в том, что дети 2-3 лет в игре отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Для воспитания интереса у младших дошкольников к самообслуживанию, для упрочнения трудовых навыков широко используются игровые приёмы, игры, занятия с показом действий, упражнений. Упражнения переносятся так же в игры детей с куклами (дети кукол одевают, причёсывают и т. д.) В младшем возрасте разнообразная трудовая деятельность связывается с играми детей.

- уборка игрушек

- мытьё игрушек

- стирка кукольного белья и т. д.

Дети 5 лет могу уже многое делать для своих игр. Часто труд может быть организован в форме игры (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).

У детей 6-7 лет большой интерес вызывает именно тот труд, который организован в форме игры: «мастерская по починке и изготовлению игрушек» и т. д. Однако у детей 6-7 лет возможно воспитывать серьёзное отношение к труду, умение отличать труд от игры, осознавать необходимость труда, поступаться игрой, если нужно выполнить поручение.

 У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если он понимает необходимость работы. Несмотря на то, что трудовая деятельность у дошкольников находиться на начальной стадии развития, она должна быть:

- осмысленной

- радостной

- творческой.

Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:

        - инициатива

        - товарищеская взаимопомощь

        - хорошее выполнение работы

        - доведение её до конца.

Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:

1.Любой труд должен быть

- целесообразным;

- необходимым;

- понятным;

- интересным;

- выполняться детьми с удовольствием.

2. В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия.

3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

4. Труд должен быть

- посильным

- доступным

- хорошо организованным

- дозированным по объему и во времени.

5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.

6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.

Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский труд ---- как воспитание дошкольников.

Что такое детский труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Детский труд ---- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться....

"Умственное воспитание дошкольников" (информация на конкурсе воспитатель года 2015)

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.Задач...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Информация для родителей: «Танец, как игра в воспитании дошкольников».

Игра удивительна. Она сопровождает человека от глубокой древности до современности. Когда-то игра была не просто развлечением, а скорей учебой, наставлением. И хотя человек на протяжении своей жи...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Консультация для родителей: «Труд - средство воспитания дошкольников»

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослы...

Информация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде...