Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
картотека (младшая группа)

Пальчиковые игры по темам: "Моя большая дружная семья", "Животные, птицы, насекомые", "Игрушки", "Пальчики, ладошки", "Времена года, явления природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_dlya_detey_2-3_let.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

         

Картотека пальчиковых игр для детей 2 – 3 лет

            Моя большая дружная семья

                         «Семья»

Этот пальчик – бабушка  (круговые движения на подушечке большого пальца с последующим загибанием),

Этот пальчик – дедушка (круговые движения на подушечке указательного пальца с последующим загибанием),          

Этот пальчик – мама  (круговые движения на подушечке среднего пальца с последующим загибанием),

Этот пальчик – папа (круговые движения на подушечке безымянного пальца с последующим загибанием),          

Этот пальчик – я (круговые движения на подушечке мизинца с последующим загибанием),

Вот и вся моя семья (раскрыть и показать все пальчики).

                 «Три веселых братца»

                               (русская народная игра)  

Три веселых братца гуляли по двору,

Три веселых братца затеяли игру («Переступать» ладошками или пальчиками обеих рук по коленям или столу),

Делали головками – ник-ник-ник (наклонять голову вперед),

Пальчиками ловкими – чик-чик-чик (сжимать пальцы в кулачок и разжимать),

Хлопали ладошками – хлоп-хлоп-хлоп (хлопать в ладоши),

Топотали ножками – топ-топ-топ (топать ножками).

                      «За столом»

                                    (Т.Ткаченко)

Бабушка очки надела (соединить большой и указательный пальцы обеих рук – «очки»),

У стола на стул присела (одну руку сжать в кулачок, другой рукой сверху накрыть кулачок – «стол»; одну ладонь поставить вертикально пальцами вверх,  а большим пальцем к себе, другую сжать в кулачок и приставить к ладони – «стул со спинкой»).

Только в книжку заглянула (соединить раскрытые ладошки ребром друг к другу и производить движения: «закрытая книга» - «открытая книга»),

Улыбнулась и…уснула (положить ладошки под щеку).

                   «Моя семья»

                                   (Ф. Фребель)                                              

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

 Вот мамочка,

 Вот деточка моя,

 А вот и вся семья.

 (Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)

                            «Я пеку, пеку, пеку…»                   Я пеку, пеку, пеку
(показываем соответствующие движения)                                     Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
(«катаем» между ладошками круглый предмет)                               Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка
(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)                                 Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
(машем кистями рук по направлению к себе)                      Пирожками угощу.

                    «Семейка»

                                  (С. Ермакова)

Веселая семейка уселась на скамейку (раскрыть ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми движениями поглаживать ее):

Дядя Гриша, дядя Миша,

Папа Коля, мама Оля,

А на руках у маменьки

Еще и Ваня маленький! (Поглаживать каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.)

Повторить все действия для другой руки.

                     «Малыши»

                                  (С. Ермакова)

Вот идут два малыша

По дорожке не спеша: (указательными и средними пальцами обеих      рук «идти» по столу)

Глазками хлоп – хлоп (несколько раз закрыть и открыть глаза),

Ножками топ – топ (притопывать ногами),

Ручками шлеп – шлеп (хлопать в ладоши).

А в руках у малышей

Пять цветных карандашей (сжать руки в кулаки, поворачивая их в разные стороны).

Раз, два, три, четыре, пять (на счет разжимать по одному пальцу правой руки)-

Будем вместе рисовать!

Раз, два, три, четыре, пять (на счет разжимать по одному пальцу левой руки)-

Мы научимся считать!

              «Вот как кашу мы варили»

Вот как кашу мы варили:

Все смешали, (Кистью руки, опущенной вниз, сделать круговые движения)

Посолили, (Пальцы правой руки сложить щепоткой. Показать, как солят кашу).

Сверху маслицем полили.(Ладонь сложить в виде пригоршни(ложка с масло). Медленно переворачивая ладонь, показать, как льем из ложки масло в кашу).

Куклу Дашу пригласили: (Сделать манящие движения кистями рук),

-На столе тарелка ваша. (Руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу ребрами и слегка округлить(тарелка).

Как вкусна на завтрак каша! (Кругообразными движениями несколько раз медленно облизать губы языком, показывая как было вкусно).  

           

            Животные, птицы и насекомые

                          «Комар»

 Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальцем вокруг уха).

Летят осы вокруг носа, сссс (одним пальцем вокруг носа).

«Летит комар, на лоб — оп» (пальцем дотрагиваемся до лба).

«А мы его — хлоп» (ладошкой до лба).

«И к уху, зззз» (зажимаем кулачок, подносим его к уху).

«Отпустим комара? отпустим!» (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

               

               «Куд-куда? Куд-куда?»

                                       (В. Берестов)

Куд-куда?

Куд-куда? (Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.)

 Ну-ка, ну-ка

 Все сюда. (Поглаживать ладошкой правой руки согнутые пальцы левой руки.)

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

                     

«Вышли мыши как-то раз»

(Английская песенка)

ИП: сидя за столом.

Вышли мыши как-то раз (походить всеми пальчиками по столу)

Поглядеть, который час (пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть, словно в бинокль).

Раз – два – три - четыре  (загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках),

Мыши дёрнули за гири (кулачками стукнуть по столу).

Вдруг раздался страшный звон (хлопнуть в ладоши перед собой,)

Убежали мышки вон (пробежаться пальчиками по столу).

                             

               «Идёт  коза  рогатая»

ИП:  сидя  за  столом.

Идёт  коза  рогатая,

(Выставить  вперёд  указательный  палец,  остальные  пальцы  соединить,  приставить  ко  лбу – «рожки».  Покачать  головой.)

Идёт  коза  бодатая.

(Выставить  вперёд  указательный  и  средний  пальцы,  остальные  пальцы  соединить.  Поиграть  пальчиками  перед  собой.)

 Ножками  топ-топ,

(Сложить  все  пальцы  в  кулак,  постучать  по  столу.)

 Глазками  хлоп-хлоп.

(Поморгать.)

 Кто  каши  не  ест,

(Погрозить  указательным  пальчиком  правой  руки.)

 Молока  не  пьёт – (Погрозить  указательным  пальчиком  левой  руки.)

 Забодает,  забодает.

(Выставить  вперёд  указательный  и  средний  пальцы,  остальные  пальцы  соединить.  Поиграть  пальчиками  перед  собой.)

                            «Улитка,  улитка»

ИП:  сидя  за  столом.

Улитка,  улитка,

Покажи  свои  рога,

(Кулаки  положить  на  стол.  Выставить  одновременно  на  обеих  руках  указательные  и  средние  пальцы.)

Дам  кусок  пирога,

(Соединить  пальцы  вместе  на  каждой  руке,  положить  на  стол,  ладошками  вверх.)

 Пышки  и  ватрушки,

 Сдобной  лепёшки.

(Имитация  лепки  пирожков.)

 Высуни  рожки!

(Кулаки  положить  на  стол.  Выставить  одновременно  на  обеих  руках  указательные  и  средние  пальцы.)

«Улиточка»

 У улитки-крошки

 Подрастают рожки.

 Научу ее ходить,

 Если будут ножки.

(Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».)

«Кошки – мышки»

Вот кулак (показать кулак левой руки),

А вот – ладошка (раскрыть пальцы, ладонь  вверх).

На ладошку села кошка («когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать:

Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой загибать по одному пальцу левой). 

 Мышки очень испугались (вращать кулаком)

 В норки быстро разбежались.

(спрятать кулак под правую подмышку).

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки (ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки):

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого).

«Ёжик колкий»

Ежик, ежик колкий, покажи иголки. (Пальцы двух рук сплетены в замок. Движения кистями вправо – влево.)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются (кисти сложены в замок).)

Ежик, ежик колкий, спрячь свои иголки. (Движения кистями (с выпрямленными пальцами) вправо – влево.)

Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок.)

                                  «Игрушки»

                       «Игрушки»

Я с игрушками играю (руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук):

Мячик я тебе бросаю (протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»).

Пирамидку собираю (прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз).

Грузовик везде катаю (двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»).

                     «Неваляшка»

                                       (С.Ермакова)

Кукла – неваляшка,

Пестрая рубашка (сцепить пальцы в «замок» и совершать перекатывающие движения),

По сторонам качается,

Всем мило улыбается (расправить ладони (пальцы сомкнуть), соединить их и наклонять кисти рук то вправо, то влево).

                       «Игрушки»

                                      (Е. Борисова)

(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

                       

                                 «Игрушки»

                                      (Считалочка)

Есть у нас игрушка (соединять каждый пальчик с большим пальцем одновременно на обеих руках).

(Ручки сжать в кулачки; на каждую строчку разгибать пальчики н обеих руках, начиная с большого.)

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо – книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять! (Сжимать и разжимать кулачки.)

                            «Пальчики, ладошки»

                   «Ловкие пальчики»

Ручки маленьких ребят

Веселятся и шалят.

Вот мы хлопаем в ладоши:

«Ах, какой денек хороший!» (хлопаем в ладоши)

Посмотрите: можно ручкой

Показать на небе тучку (показываем указательным пальцем).

Ну а если грянет гром-

Ушки быстренько заткнем (закрываем уши).

Можем пальчиком грозить:

«Ну-ну-ну! Нельзя дерзить!» (грозим пальцем)

В дверь к соседу постучать:

«Тук-тук-тук, идем играть!» (стучим кулачком)

Если кашляем, зеваем-

Ротик ручкой прикрываем (прикрывает рот ладошкой.)

Маленького котика

Гладим по животику (гладим себя по животу.)

Машем ручкой на прощанье:

«До свидания! До свидания!» (машет ручкой).

                       

                     «Кулачок»

                             (русская народная потешка)

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – синенький,

Этот пальчик – толстячок,

Ну а вместе – кулачок!

(Выполнять круговые движения на подушечке каждого пальца с последующим загибанием.)

                «Ловкие пальчики»

Покажите пальцем (дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца (вытягивают средний и указательный пальцы),

Книжку (две раскрытые ладони складывают рядом),

Мышку и (ладони прикладывают к макушке)

Орех (сжимают кулак).

Указательному пальцу

Все известно лучше всех (вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают).

Упражнение повторить несколько раз.

Затем то же самое проделывают левой рукой.

                               «Ладушки — ладошки»

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук)

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Во дворе цыплятам накрошили крошек, («крошим хлеб»)

Поиграли снова в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Гладили котенка чистыми ладошками, (одной рукой поглаживаем другую)

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Улеглись ладошки прямо на дорожку… (руки положили на колени)                                                                                                 Как они устали — ладушки – ладошки! (поглаживание рука об руку).

      

             

      «Времена года, явления природы»

                           «Дождик»

                                       (народная потешка)

ИП:  сидя  за  столом,  кисти  рук  лежат  на  столе.

        Дождик – дождик,

        Полно  лить,

        Малых  детушек

        Мочить.

(Постукивать  по  поверхности  стола  подушечками  пальцев  обеих  рук:  сначала  большим  пальцем,  потом  указательным  и  т.д.)

«Дождик,  дождик,  веселей»

                                       (народная потешка)

ИП:  сидя  или  стоя.

 Дождик,  дождик,  веселей! (Указательным  пальцем  правой  руки  стучать  по  ладошке  левой  руки.)

 Капли,  капли  не  жалей. (Стучать  указательным  пальцем  по  каждому  пальцу  левой  руки,  начиная  с мизинца  и  обратно.)

 Только  нас  не  замочи, (Указательным  пальцем  левой  руки  стучать  по  ладошке  правой  руки.)

 Зря  в  окошко  не  стучи. (Стучать  указательным  пальцем  по  каждому  пальцу  правой  руки,  начиная  с  мизинца  и  обратно.)

                            «Осень»

Вышла осень погулять(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

                                              «Зима»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

                   «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

               

             «Новогодний праздник»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

                    «Весна»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

                       

                        «Осень»

Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)

Птицы к югу полетели, - (Изображаем крылья)

Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)

                           

                           «Елочка»

Перед нами елочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки, (показывают кулачки)

Иголочки, (указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки, (ставят средний и указательный пальцы на колени).

                                     

                                         Литература:

1. Веселые лошадки. Стихотворные игры для детей 2 – 3 лет: Учебно – методическое пособие. / Савельева Е.А. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.

3.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

4. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. –Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Источник: https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlya-detej-2-3-let/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей 4-6 лет

В материале представлена картотека пальчиковых игр из книги Желобкович "Физкультурные занятия в детском саду"...

Картотека Пальчиковых игр для детей (2-3 лет)

Уважаемые родители очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....