АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
консультация (младшая группа)
Адаптация. Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы этот период был плавным, гибким, нетравматичным? Что происходит с ребенком, когда он приходит в детский сад из семьи?
Проблема адаптации ребенка младшего возраста в дошкольном учреждении является актуальной для психологической науки и практики, начиная с первых лет существования общественного дошкольного образования и до настоящего времени. Это обусловлено тем, что во все времена дети, впервые переступая порог детского сада, испытывают, в большинстве своем, стресс, подвергающий организм и психику ребенка серьезным испытаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Ю.В. Кузьмичева
С.Н. Егорова
ГБДОУ детский сад №67
Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Адаптация. Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы этот период был плавным, гибким, нетравматичным? Что происходит с ребенком, когда он приходит в детский сад из семьи?
Проблема адаптации ребенка младшего возраста в дошкольном учреждении является актуальной для психологической науки и практики, начиная с первых лет существования общественного дошкольного образования и до настоящего времени. Это обусловлено тем, что во все времена дети, впервые переступая порог детского сада, испытывают, в большинстве своем, стресс, подвергающий организм и психику ребенка серьезным испытаниям. Стрессогенными являются: разлука с матерью, новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники, непривычный распорядок дня, ограничения поведения, необходимость выполнения требований, соблюдения правил.(4) К тому же в это время происходит важный для ребенка процесс – становление личности, яркое выражение своего «Я». Кризис трех лет.
Л.С. Выготский (отечественный психолог) описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:
-Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Негативизм - акт социального характера: он более всего адресован конкретным людям. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, не горячее»
-Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым.
- Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться. Например, ребенок уже умеет кушать ложкой, но он может наотрез отказываться есть самостоятельно.
- Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет.
- Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими.
- Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку).
- Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности.(2)
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям
Различают три степени прохождения адаптационного периода:
- лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт; заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений; вес без изменений;
- адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении; нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности); заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений; вес не изменился или несколько снизился;
- тяжёлая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной тяжестью всех проявлений ; может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:
1-й вариант:
поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстаёт от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания - не более 3-х раз сроком более 10-ти дней. Ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2-й вариант :
дети старше 3-х лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстаёт от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.(3)
Только совместными усилиями детского учреждения и семьи можно помочь ребенку пережить этот не простой период в его жизни.
Родителям нужно начинать готовиться к детскому саду за 1-2 месяца до посещения сада:
заранее познакомиться с воспитателями, узнать режим дня,
постараться приблизить режим дня ребенка к распорядку дня в ДОУ;
избегать обсуждение проблем, связанных с детским садом в присутствии ребенка;
обучить дома необходимым навыкам самообслуживания; создавать только положительное отношение к воспитателю и детскому саду в целом;
научить малыша общаться со сверстниками;
набраться терпения;
не нужно постоянно наказывать и ругать ребенка за все его проявления самостоятельности и капризы;
дайте ребенку возможность реализовать свои амбиции, лучший способ – ролевые игры, в которых ему будет отведена главенствующая роль;(4)
постараться не водить в шумные и многолюдные места;
резко менять режим в воскресные дни;
по возможности стараться пораньше забрать его из детского учреждения( особенно в первые дни),не оставлять сразу на сон;
расставаться с ребенком в детском саду с улыбкой, без длительных объятий и поцелуев (долгие проводы лишние слезы);
уходить открыто, говорить ребенку, что вы сейчас уйдете, но обязательно за ним придете;
сохранять дома спокойную атмосферу, разговаривать с ребенком тихо и ласково.
Воспитателям в период адаптации можно использовать следующее:
-провести беседы и анкетирование с родителями для получения более детальной информации по ребенку;
-в течение нескольких дней понаблюдать за ребенком, чтобы лучше узнать его темперамент, особенности общения со сверстниками, для этого заполнить адаптационные/диагностические листы на каждого ребенка;
-приблизить условия детского учреждения к домашним (посидеть возле засыпающего ребенка, приобнять, взять за руку, почитать любимую книжку);
- увлекать детей разнообразными играми, предлагать им что-то новое каждый день;
Воспитателю нужно чутко относиться к неудачам малышей (не успел попроситься в туалет, накрошил на стол, разлил пищу и т.д.) и не стыдить их, не жаловаться родителям, особенно в их присутствии.
Итак, знание особенностей периода адаптации, особенности кризиса становления личности, совместные усилия родителей и сотрудников детского учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к дошкольному учреждению.
Использованная и рекомендуемая литература :
1.Авдеева Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери//Современное дошкольное образование. Теория и практика.-2013.№2
2. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. – М., 1984.
3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условия ДОУ. Воронеж.2004.
4.Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретико - методологические основы социокультурной адаптации детей младшего возраста
В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведен...
социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. ...
«Использование разнообразных видов игр для адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ»
Консультация для родителей...
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...
Игры для адаптации детей младшего возраста в период логопедического мониторинга.
Игры для адаптации детей младшего возраста в период логопедического мониторинга....