Консультация «Речевое развитие дома»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аносова Наталия Бейбулатовна
Подготовила: учитель-логопед
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад  30
города Железногорска Курской области
 Аносова Наталия Бейбулатовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anosova_-_kons._-_rechevoe_razvitie_doma.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Речевое развитие дома»

Подготовила: учитель-логопед

МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад  30

города Железногорска Курской области

 Аносова Наталия Бейбулатовна

Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.

 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя. Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна. Также к числу речевых норм относится следующее. Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении. Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию. Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения. В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал. К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда. Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.

ВОЗМОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях. Возможно несколько видов нарушения речи: заикание; дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж]. гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично; ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам; неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией. При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ СЛЕДУЕТ ПОСЕТИТЬ СПЕЦИАЛИСТА? Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи: очень бедный словарный запас; неспособность правильно произносить большое число звуков; неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится; постоянные пропуски части слогов в словах; медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам; неразборчивая речь, заикание; постоянные запинки и паузы. В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Консультация "Речевое развитие детей 4-5 лет"

  Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается....

Консультация речевое развитие детей 3-4 лет

РЕЧЬ – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.Своевременное и правильное речевое развитие  формирует  личность ребенка.Усвоение речи в дошкольном возрасте — н...

Консультация: "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста....

Консультация "Речевое развитие ребёнка 3-4 лет"

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения....

Игры по речевому развитию дома

Данные игры не требуют много времени и затрат. Вы можете легко играть с ребенком, при этом не отвлекатьмя от домашних дел...

Консультация "РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА"

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны все...