Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста.
статья
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satya.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклорных форм в развитии речи
детей раннего возраста.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений
Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными умениями их этому надо учить. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечено народом.
Фольклор имеет ярко выраженную направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. Для полноценного развития ребенка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, потешки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением с взрослым. Устная детская поэзия обладает своим неповторимыми специфическими качествами, которые характеризуют ее как органическую часть самобытной фольклорной культуры в целом. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как умывание, купание, одевание необходимо сопровождать словом: припевкой, приговоркой, тогда они становятся для ребенка более интересными и здесь русское народное творчество незаменимо. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, для того , чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить малыша, «поговорить» с ним.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности восприятия детей, проявляли глубокое понимание интересов ребенка, умели считаться с его возрастом. В область детского фольклора входили и переходили только такие произведения, тематика которых соприкасалась с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма была доступна ребенку любого возраста…
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский. в 60 –х г.XIX в. В журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:
- фонематический слух
- грамматический строй речи
- звуковую культуру речи
- обогащать словарь
Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.(7)
Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь , способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька».
Грамматическое многообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи . в колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность .
О.С.Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. (6)
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса );
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами. (3)
Т.Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- досуги;
- календарные праздники. (2)
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в работе с детьми мы стараемся наизусть читать колыбельные песни, потешки, диалоги, сказки с чувством меры, с учетом доступности восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование детского фольклора в период адаптации ребенка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребенка на игрушку(кошку, собачку, петушка…), сопровождая ее движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
Или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
Или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимо собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, целесообразно использовать пальчиковую игру ( например, «Как у нашего кота»).
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения дети быстро запоминают.
У сороки боли
У вороны боли
А у Сони заживи.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший, Димочка пригожий!
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию… Под звуки ласковых, напевных слов песенок – потешек ребенок:
- быстрее засыпает («Котя ,котя, коток, котя серенький лобок…»);
- легче просыпается («Потягушки, потянись…»);
- даст себя умыть («Водичка, водичка, умой мое личико…»);
- охотнее будет есть (накормить ребенка поможет потешка: «Ешь кашку сладеньку…»).
Так как у современных детей велика потребность в движении, особенно им нравиться выполнять движения под слова пестушек и потешк: «Водичка, водичка», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Ай, лады, лады, лады». Дети очень любят потешки игрового характера: «Ладушки, ладушки…», «Огуречик, огуречик…», активно участвуют в изображении сопутствующих потешкам действий. Знакомя детей с некоторыми потешками («Наши уточки…»), воспитатель побуждает их к подражанию крику птиц, животных.
Используя потешки в младших группах, мы обучаем детей ритмичному бегу, прыжкам, другим движениям. В игре «Солнышко-ведрышко» (под слова заклички) дети, сначала прячутся от дождя, а когда выходит солнышко – играют, бегают и гуляют.
Таким образом мы можем прийти к следящему выводу, что если воспитатель сначала действует вместе с детьми, увлекая их, они включаются в игру.
Результаты свидетельствуют использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко»).
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа
Список литературы:
- Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико
//Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
- Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93
- Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с.
7. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981. — 175.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей
Консультация для педагогов...
Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...
Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...
Консультация "Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста".
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возра...
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»
Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....