Семинар - онлайн для родителей по теме: "Значение влияния отца на жизнь и развитие личности ребенка"
методическая разработка
Роль отца в жизни ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека важна не меньше, чем материнская. В данном конспекте для онлайн - семинара представлен материал, для обсуждения следущиих вопросов:
- Как влияет отец на развитие ребенка и его взрослую жизнь?
- Чем отличаются отцовские функции от материнских?
- Как отец влияет на развитие гендерной идентичности ребенка?
- Что делать, если у ребенка нет отца или родители в разводе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семина рдля родителей "Все дело в папе" | 26.24 КБ |
Презентация к семинару "Все дело в папе" | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн - семинар для родителей по теме:
«Все дело в папе!»
Цель: актуализация внимания родителей на значение важности роли отца в жизни ребенка
Задачи:
- рассмотреть возрастные закономерности развития ребенка и роль отца;
- рассмотреть отличия материнских и отцовских функций;
- раскрыть понятие синдрома отсутствующего отца;
- обсудить влияние отцовской фигуры на гендерную идентичность ребенка.
Организационная часть
- Перекличка
- Самопрезентация
- Объявление темы, целей задач
Введение в тему
Слайд № 2,3,4,5,6
Правда и мифы об отцах, и матерях
Ведущий предлагает участникам семинара согласиться или опровергнуть утверждения, представленные на слайдах
Основная часть
Упражнение «ассоциации» слайд №7
Ведущий предлагает назвать, перечислить свои ассоциации, образы, ощущения и метафоры, связанные со словом мать и отец, и сравнить их.
Если собрать воедино ощущения и образы, ассоциации «материнского» и «отцовского», можно выстроить такую таблицу: (слайд №8), исходя из чего, можно сделать выводы, что материнские и отцовские функции, в воспитании ребенка значительно отличаются. Конечно, есть универсальные родительские функции, но есть у мамы и папы роли, которые существенно отличаются друг от друга. Родители привносят в будущее ребенка свою генетическую информацию поровну.
Папино начало – активное, целеустремленное, подвижное и в некотором смысле рискованное: сперматозоиду предстоит проделать нелегкий путь, преодолеть множество препятствий на пути к яйцеклетке. Для .того он проходит серьезный отсев и выдерживает серьезную конкуренцию с другими сперматозоидами.
Мамино начало – стабильное, защищенное, питающее, избирательное.
Отцовская и материнская любовь (слайд №9)
Эрик Фромм разделил родительскую любовь на материнскую безусловную и отцовскую условную. Материнская любовь – это безусловное принятие ребенка, отцовская – оценивающая. Подрастая, ребенок чувствует потребность в отцовской̆ любви, его авторитета и руководства. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.
Родительскую любовь можно представить в образе кувшина с водой. Вода это материнская любовь, кувшин (закон, порядок) отцовская. Если нет стен у кувшина (порядка), то вода (любовь безусловная) разольется.
Тема границ (слайд №10)
Когда появляется ребенок он находиться в тесном слиянии с мамой. В этот период мама четко чувствует потребности ребенка, погружаясь в состояние собственной детскости. Мозг ребенка получает импульсы извне (температура воздуха, водные процедуры, голоса, касания матери и.т.д), и изнутри (голод, жажда и.т. д). И младенец не понимает, что исходит из него, а что из окружающего мира. И он думает, что он это все! Он бесконечен! И мама тоже его продолжение. Позже он обнаруживает что управлять внешним миром не так - то просто (мама не сразу отозвалась на его крик, не сразу накормила, он думает почему он мокрый и не становится сухим и.т.п) И первые свои ограничения, границы узнает тогда, когда мама оказывается за пределами его самого, что он начинает понимать, что не сам себя кормит, укрывает, качает. Он как - будто мысленно рисует контуры карты своего мира, свои границы. Это один из первых этапов эмоциональной сепарации.
Примерно в полгода, когда ребенок начинает ползать, у него появляется интерес к окружающему миру, и ребенок начинает его исследовать, и на сцену выходит отец. И здесь главной его задачей является, поддержать ребенка в желании выходить за пределы материнского мира. Таким образом, отец расширяет границы, он становится открывателем всего нового. Главной задачей матери отпускать свое чадо, и не мешать отцу. Также папа учит отстаивать и защищать свои границы. Он четко может объяснить, что можно делать, а чего нельзя.
Границы, поставленные мамой, проверяются, поставленные папой - не оспариваются! Маме проще говорить о правилах и нормах, опираясь на авторитет отца.
«Метафора границ «Темная комната»: - ребенок сидит на стуле посреди комнаты; темной и незнакомой. Ему надо набраться храбрости и слезть со стула, обследовать комнату. Но темно, он не очень-то представляет себе, где стены. А слезть надо, надо добраться до стен, чтобы знать, что они есть надежные и крепкие. Тогда он сможет, отдавшись любопытству, без всякого страха обследовать комнату. Но если стен нет, он будет бояться. Он не будет знать, как далеко можно идти. Вдруг где-то там; если зайдет «за край»; он свалится! Или не сумеет вернуться к стартовой площадке, к стулу, когда захочет. Возводя вокруг ребенка стены, в которые можно упереться, родители вселяют в него уверенность и исследовательскую отвагу. Но легче это сделать когда он знает, где примерно находятся эти стены».
Тема уверенности в себе (слайд №11)
Роль матери мамы «питательная» и обеспечивающая, то папа дает чувство защищенности и надежности, укорененности и безопасности, смелости и уверенности. Это та самая опора, это буквально ощущается на физическом уровне (нужна смелость, чтоб в темноте отыскать стены). Если взрослого человека, у которого был любящий отец, попросить поделится своими первыми приятными воспоминаниями об отце, наверняка он представит себя сидящим у него на плечах, или как папа побрасывает и ловит. Такие воспоминания, как правило, связано с ощущением покоя, защиты и в это же время – бесстрашия, воодушевления, собственной силы и всемогущества.
Проблемы неуверенности, ощущение отсутствия опоры, страха перед жизнью непосредственно связано с отцом. Это может быть дисфункциональный отец (нападает вместо того, чтобы защищать) или отсутствующий.
Тема идентичности: самоотношение и принятие себя
(слайд №12 - 19)
Идентичностью называют, то как человек отвечает себе на вопрос «кто я?» и все вопросы, связанные с этим понятием: «кем и каким я себя считаю, чувствую, представляю?», «какие нормы, ценности, установки связаны с моим самопредставлением?», «как я проявляюсь вовне?» Все это важно, для самоощущение человека в мире, его способность к самореализации, и потребность в саморазвитии.
Выделяют несколько видов идентичности:
- личностная идентичность (кто я, какой я);
- профессиональная (моя профессия, мое призвание);
- гендерная (определение себя к женскому или мужскому полу).
Два берега одной реки
Существует «мужской» и «женский» берег, а между ними мостик.
Поскольку дети и мужского, и женского пола начинают жить в материнском организме, и только мать может кормить их грудью, дети обоего пола сначала обычно привязаны к матери, и поэтому они находятся на одной стороне воображаемой реки. Отец; он на другом береге, сначала для детей «фигура на расстоянии». Он, так сказать спонсор, поддерживающий предприятие. А это значит, на этом этапе мать оказывает на детей большее влияние, и дети обоего пола принимают ее за образец. Дети здесь осваивают понятие «хочу». Мама также является первым посредником с окружающим миром. О том, какой папа дети узнают через маму – она транслирует им его образ.
Проходит время, и дети должны отправиться в путешествие на другой берег. И тут крайне важно, чтобы мама отпустила, и не мешала движению к папе. Если папа для мамы хороший, то пройти по мосту (пережить сепарацию), как для девочки, так и для мальчика намного проще.
Итак, мальчику необходимо перейти мост, и остается на берегу с папой, в мужском мире. Если мальчик остается на берегу с мамой, то он остается с ней в симбиотических отношениях, или идентифицируется с ней. Он как будто отрезан от мужских ресурсов, а значит, ему будет сложно в областях связанных с половой принадлежностью, в вопросах связанных с целеполаганием, самореализацией, иерархии и т.д. У девочек немного другая задача: получив послания от мамы, что папа хороший, они знакомятся с миром мужчин, и обретая в этом мире знания (как преодолевать трудности, достигать цели, защищать и отстаивать свои границы, как взаимодействовать с мужчинами). Затем девочки получают послания, что мама хорошая и девочка отправляется назад к маме, в женский мир. Если девочка не получает данного послания она может идентифицироваться с мужским миром (с отцом), а значит приобрести мужские черты. Более в легком варианте, у девочки развиваются конфликтные отношения с матерью, и мама для дочери, на символическом уровне, становится соперницей.
Если папа для мамы плохой, то в этом случае движение к отцу затруднено. И как мальчик, так и девочка могут застрять на «мосту». Это вариант, когда ребенок по разным причинам не может сделать выбор, в результате чего может произойти внутренний раскол и в личности ребенка формируется внутренняя неустойчивость и поведение его становится непоследовательным, поскольку он действует то из одной части, то из другой. И половая принадлежность, в том числе, может оказаться неопределенной.
Синдром отсутствующего отца (слайд №20,21)
Коллективные образы нашей культуры
В любой культуре существуют общепринятые отцовские и материнские фигуры, влияющие на общество в целом. Например:
- мужские: божества, герои нации, господь бог, царь батюшка, президент;
- женские: богини, божества, царица, героини и.т.д.
До революции – царь Николай II, после – такой фигурой оказался дедушка Ленин, во время второй мировой войны – отец народов Сталин. Что же транслировал Ленин? Бога нет, жить богато плохо и все что у тебя есть, принадлежит народу. Если представить, а каким был Сталин? Несомненно, он был авторитетной фигурой, но в тоже время, многие считали его тираном и деспотом. А еще он был трудоголиком, а это значит, что такого отца нет дома, он является отсутствующим. То есть, формально он есть, но в реальной жизни он отсутствует. А если вспомнить послевоенное время, во многих семьях отец отсутствовал буквально, многие мужчины просто не вернулись с войны, что привело к рассвету матриархата, и роль отца отодвинулась на второй план. Отсюда и родилось понятие, синдром отсутствующего отца.
Следовательно, отец может отсутствовать реально (неполная семья) или эмоционально (отец вроде бы есть, но все равно, что его нет). В нашей личности, независимо от того, от того был ли у нас отец или мать, формируются внутренние родительские фигуры. Например, если отец умер, и ребенок его никогда не видел, то о нем рассказывает, в первую очередь, мать. Таким образом, с ее слов, в голове ребенка рождается образ отца. Он как будто живет внутри него, и влияет на него на протяжении всей жизни. Тоже происходит и материнской фигурой.
Влияние внутренних фигур на личность
У взрослых людей существует целый ряд тем, напрямую связанных с родительскими фигурами. Эти темы могут стать или не стать психологическими проблемами, в зависимости от того, насколько гармоничные были отношения мамы и папы со своим ребенком.
Упражнение «Оценка внутренних ресурсов» (слайд №22)
Ведущий предлагает провести самостоятельную оценку, по десятибалльной шкале, по перечисленным на слайде темам, и ответить на вопросы: «Что у меня развито?», «Что у меня есть? Какие у меня сильные стороны, ресурсы? Каковы мои слабые стороны жизни, что бы хотелось улучшить?», «Какое влияние на это оказал ваш отец, мать?».
Подведение итогов
Рефлексия
Список литературы
- Золотова Ю., Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма «Класс», 2019. - 334с.
- Каст В. Отцы – дочери, матери – сыновья. Путь от отцовского и материнского комплексов к собственной идентичности. – М.: Дипак, 2016.
- Скиннер Р. Семья, как в ней выжить? – М.: Независимая фирма «Класс», 1994г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка.
Игра - познание окружающей действительности, познание самого себя, знакомство с социальной действительностью и нахождение своей роли в обществе. Мы, воспитатели, часто забываем о том, как важно все пр...
"Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка"
Визитная карточка группы "Лягушата"...
Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.
Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры»...
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...
Консультация с родителями "Влияние занятий изобразительной деятельности на развитие личности ребенка"
как занятия изобразительной деятельностью влияют на развитие личностных качеств дошкольника...
консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»
Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит подраста...
Консультация для родителей"Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка"
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение....