консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»
консультация (подготовительная группа)

Прутникова Наталия Станиславовна

Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит подрастающее поколение к труду. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sri.docx103.85 КБ

Предварительный просмотр:

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/roleplayinggames/cuzhetnorolevieigri13.jpg

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Вид: Лекция, беседа

Форма: индивидуальная

Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит подрастающее поколение к труду. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих воспитанников.

Ребенок, играя, стремится идти вперед, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому, что забыли себя в детстве. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия работают синхронно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают и развивают в ребенке: милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность, словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

В последние годы на игровую деятельность дошкольников обращали пристальное внимание ведущие психологи. В этой связи необходимо упомянуть исследования Д. Б. Эльконина о социальной природе и механизме становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка. Учёный сумел установить, что игровая деятельность ребёнка, многие аспекты которой, ещё не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На этот момент указывают и исследования А. В. Запорожца.

В ФГОС говорится о необходимости реализации Программы, прежде всего в форме игры. Это правильный подход, но здесь есть риск превращения спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия. Эти проявления игры необходимо очень четко различать.

Положение об игре с мнимой ситуацией как ведущей деятельности для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л. С. Выготским. В исследованиях Д. Б. Эльконина акцент смещался на ролевое поведение, и ведущим типом деятельности названа сюжетно-ролевая игра. Сегодня для обозначения детских сюжетных игр применяются разные термины: «творческая», «сюжетно-ролевая» и «самодеятельная». Чаще они используются как синонимы. При этом на вопрос: «Какая игра является ведущей деятельностью дошкольников?» педагоги уверенно отвечали «Сюжетно-ролевая».

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид не продуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Исследования отечественных и зарубежных ученых, философов, социологов, историков культуры: Г. Либшер, Г. Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И Устименко, Д. Н. Кузнецов и др. отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Источником, питающим сюжетно-ролевую игру детей, является окружающий их мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: мамы и дочки, врача и пациента, продавца и покупателя и т. д.)

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр в современном мире.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника. В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие  переход ...

Консультация для родителей на тему: "Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Данный материал поможет правильно создать условия в домашних условиях познавать через игру....

Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка».

Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка»....

Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка»

Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребенка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, - в значите...

Консультация для воспитателей на тему: "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка"

МБДОУ Детский сад №18        Консультация для воспитателей на тему:«Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»...

Консультация для родителей и воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

Консультация для родителей и воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»...