Консультация для родителей: "Игры для расширении словарного запаса у детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей: "Игры для расширении словарного запаса у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.44 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса у детей дошкольного возраста»
Сколько слов должен знать первоклассник? В норме активный словарный запас ребёнка 6–7 лет насчитывает от 3500 до 7000 слов. Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребёнка. Статистика неутешительна: в одной только Москве от 70 до 90% старших дошкольников демонстрируют признаки задержки развития речи. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. Прежде всего это отрицательно сказывается на овладении грамотой – школьникам элементарно не хватает знаний, чтобы верно подбирать проверочные слова.
Что же делать? Для расширения словарного запаса просто уместить в памяти ребёнка как можно больше слов к моменту поступления в школу недостаточно. Важно удостовериться, что он правильно понимает их значение и смысловое родство, улавливает многозначность слов и их переносные значения.
Обогащение словаря дошкольника можно начать с ряда несложных речевых упражнений, которые доступны каждому родителю. Главный секрет успеха заключается в их регулярности: лучше заниматься пять минут, но каждый день, чем целый час, но раз в неделю. Словарные игры не просто полезное, но и увлекательное занятие, которое уместно везде и всегда! В словарные игры можно играть с большими и маленькими, в метро или в машине, в гостях или дома, на прогулке или в очереди. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.
Предлагаю подборку следующих игр:
1. Задания на поиск пропущенного слова. Например, «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы. (ледяная)», «Андерсен написал сказку о стойком. солдатике (оловянном)» и так далее.
2. Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех – тот выиграл.
3. Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
4. Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, – это…. Человек, который ловит преступников, – это…. И так далее.
5. Игра «Загадай предмет» – загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
6. «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.
7. Описание объекта. Ребёнку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? "Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
8. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
9. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? "Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.
10. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
11. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».
12. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.
13. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видео сюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
14. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
15. Игра «Он - Она - Оно». Взрослый называет слово и спрашивает, как можно его назвать он, она или оно. Например, стол – он, она или оно? Яблоко – он, она или оно?
16. Игра «Подбери родственные слова». Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными. Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя похожую во всех этих словах часть.
Например, главное слово - СНЕГ: снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик, снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ: домик, домишко, домище, домашний, домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например, можно предложить слова: ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух; РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.
17. Игра «Доскажи слово». Взрослый произносит начало слова - приставку, а ребенок договаривает недостающую, заранее условленную часть слова - корень - и повторяет слово целиком. Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки: нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д. Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.
18. Игра «Сосчитай предметы». Взрослый называет слово и предлагает посчитать. Например, один огурец - два огурца - три огурца – четыре огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока - пять яблок и т. д.
19. Игра «Почини предложение». Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».
20. Игра «Где спрятана игрушка». Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например, встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».
21. Игра «Маленькое нужное слово». Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например, «Положи куклу (в)коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
Ещё одна вариация словарных игр – игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.
1. Игра «Один предмет - много предметов». Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
2. Игра «Плавает, бегает, летает». Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет. Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
3. Игра «Придумай действие». Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова - мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня - прыгает; Оля - играет; Катя -танцует; Дима - рисует и т. д.
4. «Большой – маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
5. «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.
Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком – навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы. Удачи вам и вашим дошкольникам!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса у детей дошкольного возраста»
Сколько слов должен знать первоклассник? В норме активный словарный запас ребёнка 6–7 лет насчитывает от 3500 до 7000 слов. Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребёнка. Статистика неутешительна: в одной только Москве от 70 до 90% старших дошкольников демонстрируют признаки задержки развития речи. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. Прежде всего это отрицательно сказывается на овладении грамотой – школьникам элементарно не хватает знаний, чтобы верно подбирать проверочные слова.
Что же делать? Для расширения словарного запаса просто уместить в памяти ребёнка как можно больше слов к моменту поступления в школу недостаточно. Важно удостовериться, что он правильно понимает их значение и смысловое родство, улавливает многозначность слов и их переносные значения.
Обогащение словаря дошкольника можно начать с ряда несложных речевых упражнений, которые доступны каждому родителю. Главный секрет успеха заключается в их регулярности: лучше заниматься пять минут, но каждый день, чем целый час, но раз в неделю. Словарные игры не просто полезное, но и увлекательное занятие, которое уместно везде и всегда! В словарные игры можно играть с большими и маленькими, в метро или в машине, в гостях или дома, на прогулке или в очереди. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.
Предлагаю подборку следующих игр:
1. Задания на поиск пропущенного слова. Например, «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы. (ледяная)», «Андерсен написал сказку о стойком. солдатике (оловянном)» и так далее.
2. Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех – тот выиграл.
3. Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
4. Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, – это…. Человек, который ловит преступников, – это…. И так далее.
5. Игра «Загадай предмет» – загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
6. «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.
7. Описание объекта. Ребёнку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? "Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
8. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
9. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? "Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.
10. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
11. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».
12. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.
13. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видео сюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
14. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
15. Игра «Он - Она - Оно». Взрослый называет слово и спрашивает, как можно его назвать он, она или оно. Например, стол – он, она или оно? Яблоко – он, она или оно?
16. Игра «Подбери родственные слова». Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными. Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя похожую во всех этих словах часть.
Например, главное слово - СНЕГ: снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик, снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ: домик, домишко, домище, домашний, домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например, можно предложить слова: ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух; РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.
17. Игра «Доскажи слово». Взрослый произносит начало слова - приставку, а ребенок договаривает недостающую, заранее условленную часть слова - корень - и повторяет слово целиком. Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки: нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д. Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.
18. Игра «Сосчитай предметы». Взрослый называет слово и предлагает посчитать. Например, один огурец - два огурца - три огурца – четыре огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока - пять яблок и т. д.
19. Игра «Почини предложение». Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».
20. Игра «Где спрятана игрушка». Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например, встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».
21. Игра «Маленькое нужное слово». Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например, «Положи куклу (в)коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
Ещё одна вариация словарных игр – игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.
1. Игра «Один предмет - много предметов». Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
2. Игра «Плавает, бегает, летает». Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет. Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
3. Игра «Придумай действие». Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова - мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня - прыгает; Оля - играет; Катя -танцует; Дима - рисует и т. д.
4. «Большой – маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
5. «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.
Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком – навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы. Удачи вам и вашим дошкольникам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста"
В рамках работы творческой группы "Топают ножки" и с целью профилактики и коррекции заболеваний опорно–двигательного аппарата детей дошкольного возраста были составлены консультации дл...
Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)
Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...
Статья "Расширение словарного запаса у детей дошкольного возраста"
Речевое развитие....
Расширение словарного запаса у детей дошкольного возраста
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую ...