Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
статья
Развитие творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Значение исследовательской деятельности для детей:
-Развитие познавательной активности и любознательности.
-Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
-Развивается речь ребенка.
-Происходит накопление умственных умений.
-Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
-Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
ПРОЕКТ « Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
ЦЕЛЬ проекта:
Развивать творческую, познавательно-исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
ЗАДАЧИ проекта:
1.Организовать предметно-развивающую среду.
2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Образовательные:
-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирования. Формировать умение детей делать выводы, на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность ребенка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные :
-Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно-исследовательского поведения ребенка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми.
Проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
ТИП проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май).
ВИД проекта: познавательно-исследовательский
УЧАСТНИКИ проекта: дети, воспитатели, родители сотрудники ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
-С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.
-С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий.
-С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-Дети проводят исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования (познавательная литература, помощь родных, телевизор и т.д.).
-Повышение уровня развития речи у детей.
-Делают выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.
-Проявление интереса родителей к данной проблеме.
ЭТАПЫ реализации проекта:
- Подготовительный этап: (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ)
- создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов;
- подборка диагностического материала;
-определение целей и задач проекта, план его реализации;
-наблюдение природных явлений в реальной жизни;
-беседа «В мире интересного»;
-рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;
-рассматривание схем к опытам, таблиц;
2) ОСНОВНОЙ
1.теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.
2. практическая часть:
-познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;
-связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, рисование, лепка)
-организация кружковой работы.
ВЫВОДЫ:
- В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.
- Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию природы, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность, восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
- Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а также первичные навыки исследовательской деятельности.
- Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели.
Используемая литература:
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М.:ТЦ «Сфера», 2005.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/ Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. -М.:ТЦ «Сфера», 2004.
- РыжоваН.А. Волщебница – вода -М.: Линка-Пресс, 1997.
- Рыжова Н.А. Игры с водой и песком. Обруч, 1997. №2
- Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной. Оруч, 1998. №2
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001 №1
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников
Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников
Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...