Детские игры и игрушки в современном социокультурном пространстве
статья (старшая группа)

Родителям о детских играх и игрушках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://nsportal.ru/node/add/book-ds270 КБ

Предварительный просмотр:

Детские игры и игрушки в социокультурном пространстве

Бычкова С.П. , воспитатель

г. Абакан, Детский сад №204 ОАО «РЖД»

   Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с  ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. С другой стороны, большой поток информации о воспитании, развитии детей, о различных методиках, формах и средствах, применяемых к современным детям, делает родителей беспомощными. Именно поэтому задача работников ДОУ ориентироваться на поиск таких форм работы с родителями, которые позволят учесть актуальные потребности родителей.

   Современный  ребенок  живет  в  мире, на  первый  взгляд,  гораздо  более  ярком  и  разнообразном, чем  его  сверстник  двести, сто   лет  назад. Давайте  оглянемся: яркие  обложки  книг, журналов  и  учебников  в  школе, цветные  рекламные  щиты  на  улице, а  дома- фломастеры  и  карандаши, разноцветная  одежда  и, конечно, пестрота  игрушек, порой  самых  невообразимых  цветов  и форм.

    Общаясь с детьми, заметила, что часто родители не понимают, что самая простая игрушка может быть бесполезной для ребенка или даже вредной.

    А ведь ученые считают, что игрушка служит средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться, познавать мир и себя.

    Но нужно ли сразу большое количество игрушек? Да и понадобятся ли они все ребенку?

     Большое количество разнообразных игрушек может привести к тому, что ребенок будет часто менять их, ни с одной не играя подолгу. А это может помешать воспитанию у ребенка усидчивости, умения сосредоточиться на одном деле.

    Поэтому в пользовании ребенка должно быть ограниченное количество игрушек. Важно следить за тем, с какими игрушками ребенок в данный момент играет, а какие лежат без дела. Эти игрушки надо убирать, чтобы через некоторое время опять дать их ребенку. Они будут встречены как старые друзья, и опять найдут место в детской игре.

     Есть среди игрушек и такие, которые с возрастом ребенка будут выходить из круга его интересов. Такие игрушки перейдут к младшим детям. Хорошо, если ребенок свою игрушку подарит младшим, а не выбросит.

    Современные  девочки  и  мальчики, те  самые, для  кого  игра - жизненная  необходимость  и  условие для  развития, на  самом  деле  «разучиваются»  конструктивно  играть. Это  беспокоит  специалистов- психологов  и  педагогов  во  всем  мире. Что  бы  вы  сказали, если  бы  птицы  перестали  петь, зайцы  прыгать, а  бабочки  летать? Изменились  и  само  качество, сама  суть  детской  игры:  она  стала  невеселой  и  агрессивной.

Родители забывают, что есть игрушки, которые они сами любили и которые проверены временем.  Вот, например, добрые  старые  кубики  со  сказками, мозаика, строительный  конструктор  для  малышей. Эти  игрушки  доказали  свою  занимательность  и  свою  воспитательную  ценность  многим  поколениям  детей, развивая  интеллект, сообразительность, приучая  к  терпению, тренируя  мелкую  моторику  руки.

Для  детей  постарше  сейчас  можно  купить  наборы  для  постройки  кораблей, самолетов, лодок. Для  девочек  продаются  красивые  наборы  для  вышивания  и  пошива  платьев  своим  любимым  куклам, а  для  мальчиков- столярные, слесарные инструменты, наборы «Лего».

А  есть  игрушки, которые  не  надо  покупать. Достаточно  прогуляться  по  парку  и  набрать  желудей, палочек, шишек, камушков, проверить  мамины  запасы  кусочков  ткани  и  лент, собрать  всякую  безделицу  и  сделать  игрушку  из  всего  этого  подручного  материала.  Здесь  огромное  поле  для  фантазии.

У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. И мы с удовольствием вспоминаем о них, став взрослыми.

Часто наша привязанность к ним определялась особенностями формирования нашего характера и взаимоотношений с окружающими. По этому поводу даже есть специальные исследования. Например, психологи считают, что детские игры и игрушки могут много рассказать даже о характере взрослого человека.

Любовь к играм с мячом говорит о том, что перед нами человек действия. Он не склонен к долгим и мучительным размышлениям, действует быстро и решительно – его трудно удержать. Между тем для него характерна непритязательность к быту, невнимание к некомфортным условиям жизни. Зато ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как и он.

Куклы свидетельствует о том, что человеку невероятно интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Вместе с тем для него характерна погруженность в выбранную роль и игру – он не всегда понимает, чего хочет и каким на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.

Мягкие игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания. Он очень эмоционален и впечатлителен, зависим от отношения к нему окружающих людей. Поэтому ему нужно реализовывать свою потребность в тепле и ласке через общения с мягкими игрушками – мишками, собачками и зайчиками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих. Может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделенным вниманием и любовью.

Краски интересуют душевных людей. Они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям. Чрезвычайно восприимчивы к отношениям с другими людьми. Однако реакция на них может быть разной, в зависимости от того, насколько они позволяют реализовывать творческий потенциал такого человека. Так, для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.

Интерес к занятию с пластилином и играм с ним свидетельствует о том, что человек склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности. Окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему. Между тем его может тяготить такой груз ответственности. Такому человеку иногда самому тяжело провести грань между вымыслом и действительностью.

Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе и не в восторге от неожиданностей, которые дарит жизнь, предпочитая привычный ход событий. Вместе с тем такие люди, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, проявляют упорство и целеустремленность, даже упрямство, и достигают задуманного.

Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравятся намечать стратегические цели и решать тактически задачи, осуществлять маневры. Поэтому они предварительно планируют свои действия, легко адаптируясь под изменяющуюся информацию. Любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечения шашками, шахматами и компьютерными  играми.

Книги любят мечтатели, для них характерны любознательность и пытливый ум, склонность к путешествиям. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.

      Однако взрослые «вырастают» из своих игр и игрушек и забывают, что они тоже – «родом из детства», что игра – это не только способ    времяпровождения, но и способ построения себя и мира.

        Родителям необходимо  задуматься  перед  покупкой  очередной  куклы  или  машинки: а  нужна  ли  она  моему  ребенку? Какую  психологическую  и  педагогическую  информацию  она  несет  в  себе? Словом,  поможет  понять: игра- дело  серьезное.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка —Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006г, 544стр, с. 34.

2. Картаполова О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Дошкольная педагогика №2 февраль 2012г., с.64-66

3. Микляева Н.В. Игровая среда в домашних условиях. Москва, Сфера, 2011г,126стр., с.46-48

4. Хрипкова А.Г. Мир детства: Дошкольник. Москва, Педагогика, 1987г.,255стр, с.142  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости  партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольно...

современные проблемы детской игры и игрушки

Современные проблемы детской игры и игрушки.        Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные сп...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы в современном социокультурном пространстве»

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы обра...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы в современном социокультурном пространстве»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-...

План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в  современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...