Детские игры и игрушки в современном социокультурном пространстве
статья (старшая группа)
Родителям о детских играх и игрушках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-ds | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские игры и игрушки в социокультурном пространстве
Бычкова С.П. , воспитатель
г. Абакан, Детский сад №204 ОАО «РЖД»
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. С другой стороны, большой поток информации о воспитании, развитии детей, о различных методиках, формах и средствах, применяемых к современным детям, делает родителей беспомощными. Именно поэтому задача работников ДОУ ориентироваться на поиск таких форм работы с родителями, которые позволят учесть актуальные потребности родителей.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома- фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм.
Общаясь с детьми, заметила, что часто родители не понимают, что самая простая игрушка может быть бесполезной для ребенка или даже вредной.
А ведь ученые считают, что игрушка служит средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться, познавать мир и себя.
Но нужно ли сразу большое количество игрушек? Да и понадобятся ли они все ребенку?
Большое количество разнообразных игрушек может привести к тому, что ребенок будет часто менять их, ни с одной не играя подолгу. А это может помешать воспитанию у ребенка усидчивости, умения сосредоточиться на одном деле.
Поэтому в пользовании ребенка должно быть ограниченное количество игрушек. Важно следить за тем, с какими игрушками ребенок в данный момент играет, а какие лежат без дела. Эти игрушки надо убирать, чтобы через некоторое время опять дать их ребенку. Они будут встречены как старые друзья, и опять найдут место в детской игре.
Есть среди игрушек и такие, которые с возрастом ребенка будут выходить из круга его интересов. Такие игрушки перейдут к младшим детям. Хорошо, если ребенок свою игрушку подарит младшим, а не выбросит.
Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов- психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой и агрессивной.
Родители забывают, что есть игрушки, которые они сами любили и которые проверены временем. Вот, например, добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.
Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков- столярные, слесарные инструменты, наборы «Лего».
А есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.
У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. И мы с удовольствием вспоминаем о них, став взрослыми.
Часто наша привязанность к ним определялась особенностями формирования нашего характера и взаимоотношений с окружающими. По этому поводу даже есть специальные исследования. Например, психологи считают, что детские игры и игрушки могут много рассказать даже о характере взрослого человека.
Любовь к играм с мячом говорит о том, что перед нами человек действия. Он не склонен к долгим и мучительным размышлениям, действует быстро и решительно – его трудно удержать. Между тем для него характерна непритязательность к быту, невнимание к некомфортным условиям жизни. Зато ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как и он.
Куклы свидетельствует о том, что человеку невероятно интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Вместе с тем для него характерна погруженность в выбранную роль и игру – он не всегда понимает, чего хочет и каким на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.
Мягкие игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания. Он очень эмоционален и впечатлителен, зависим от отношения к нему окружающих людей. Поэтому ему нужно реализовывать свою потребность в тепле и ласке через общения с мягкими игрушками – мишками, собачками и зайчиками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих. Может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделенным вниманием и любовью.
Краски интересуют душевных людей. Они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям. Чрезвычайно восприимчивы к отношениям с другими людьми. Однако реакция на них может быть разной, в зависимости от того, насколько они позволяют реализовывать творческий потенциал такого человека. Так, для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.
Интерес к занятию с пластилином и играм с ним свидетельствует о том, что человек склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности. Окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему. Между тем его может тяготить такой груз ответственности. Такому человеку иногда самому тяжело провести грань между вымыслом и действительностью.
Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе и не в восторге от неожиданностей, которые дарит жизнь, предпочитая привычный ход событий. Вместе с тем такие люди, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, проявляют упорство и целеустремленность, даже упрямство, и достигают задуманного.
Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравятся намечать стратегические цели и решать тактически задачи, осуществлять маневры. Поэтому они предварительно планируют свои действия, легко адаптируясь под изменяющуюся информацию. Любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечения шашками, шахматами и компьютерными играми.
Книги любят мечтатели, для них характерны любознательность и пытливый ум, склонность к путешествиям. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.
Однако взрослые «вырастают» из своих игр и игрушек и забывают, что они тоже – «родом из детства», что игра – это не только способ времяпровождения, но и способ построения себя и мира.
Родителям необходимо задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра- дело серьезное.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка —Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006г, 544стр, с. 34.
2. Картаполова О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Дошкольная педагогика №2 февраль 2012г., с.64-66
3. Микляева Н.В. Игровая среда в домашних условиях. Москва, Сфера, 2011г,126стр., с.46-48
4. Хрипкова А.Г. Мир детства: Дошкольник. Москва, Педагогика, 1987г.,255стр, с.142
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольно...
современные проблемы детской игры и игрушки
Современные проблемы детской игры и игрушки. Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные сп...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы в современном социокультурном пространстве»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы обра...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы в современном социокультурном пространстве»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-...
План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...
Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства
Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства...
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...