НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
статья (старшая, подготовительная группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.

О необходимости патриотического воспитания говорится в законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, где одной из приоритетных задач системы образования является: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям».

В ФГОС ДО от 17 октября 2013года  N 1155 в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально - коммуникативное развитие» выделены задачи по нравственно-патриотическому воспитанию.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема воспитания истинных граждан Отечества нашла широкое отражение в педагогической мысли VIII-XIX веков; приоритетами в воспитании было служение государству, воспитание высокой культуры личности. Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма нужно начинать с дошкольного возраста. 
Педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, определено место патриотизма в сознании человека, особенности его формирования, освещен военный аспект патриотического воспитания (А.С. Макаренко, А.А. Аронов, М.С. Джунусов, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский).

В 1960–70-е гг. понятие патриотизма рассматривалось как составная часть понятия нравственности, но при этом главный акцент делался на познание ребенком своей страны, а чувственному восприятию внимания уделялось значительно меньше. В 1970–80-е гг. появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. В основу патриотического воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, М.Ю. Новицкая, Е.А. Казаева, Л.А. Кондрыкинская).

Современные исследователи отмечают, патриотическое воспитание — сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленный на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающий к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется «эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине». Решить задачи патриотического воспитания могут педагоги и родители, которые сами преданы Родине и способны найти привлекательные стороны (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, О.Л. Князева, М.Д. Маханёва, Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова, Е.Ю. Александрова, А.Я. Ветохина, Е.К. Ривина, О.В. Дыбина).

Создавая систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие цель и задачи.

Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам;
  • воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений.

Работая с детьми, использовала такие принципы.

Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не пассивно перенимают его опыт.

Принцип культуросообразности - создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с историей, достижениями и развитием культуры современного общества, а также формирование познавательных интересов. 

Принцип свободы и самостоятельности позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать; самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия (деятельности), в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. 

Принцип гуманно-творческой направленности обеспечивает обязательное получение ребёнком определённых знаний о культуре народа путём взаимодействия с его культурной средой, при помощи творческих элементов (воображение, фантазия, открытие, озарение, полезность, новизна).

Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без определённого обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации. Предметно-развивающая среда, структурированная с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует самостоятельному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков: моя семья, детский сад, родной город, родная страна, родная природа, наша Армия, права и обязанности.

Моя работа состояла из трех этапов.

На подготовительном этапе были изучены методическая литература и интернет-источники по теме; проведены начальная диагностика детей, анкетирование родителей; разработаны перспективный план, картотека игр.

На практическом этапе была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию, которая включила в себя следующие направления: подбор методов и приемов, обогащение развивающей предметно-пространственной среды, совместная деятельность педагога и детей, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом, взаимодействие с педагогами.

На контрольном этапе была проведена заключительная диагностика детей, намечены перспективы дальнейшего развития.

Для достижения поставленных мною задач я использовала следующие методы и приемы: целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, рассказ, объяснение воспитателя, беседы с детьми, рассматривание репродукций, картин, слайдов, иллюстраций, чтение художественной литературы, привлечение детей к труду, поощрение детей за инициативу и самостоятельность, личный пример воспитателя.

Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды были подобраны игры, дидактический материал, изготовлены макеты: русская изба, зоопарк «Лимпопо», Вечный огонь, памятник самолету МИГ-17, оборудован мини-музей «Русская изба».

Совместная деятельность педагога и детей. Для решения поставленных задач я использовала такие формы работы с детьми: оод, беседы с детьми по темам перспективного плана; целевые прогулки: к Обелиску павшим в годы ВОВ, в Сормовский парк, в зоопарк «Лимпопо»; экскурсии в районную библиотеку, к памятнику самолету МИГ-17; игры, праздники, развлечения: осенняя ярмарка, День матери, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, Масленица, Пасха, День Победы; труд на огороде, на участке, в группе; театрализованные представления, чтение художественной литературы: русских народных сказок, былин, произведений о ВОВ, о маме, защитниках Отечества; участие в конкурсах; выставки детских работ; рассматривание картинок, иллюстраций, слайдов, проекты.

Взаимодействие с родителями.

  • Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребенка», «Что вы знаете о государственных символах России?».
  • Родительские собрания: «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника», «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре».
  • Консультации
  • «Семейная гостиная».
  • Семинар-практикум «Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста».
  • Участие в проектах: изготовление генеалогических деревьев, странички в альбом «Моя любимая мамочка», стенгазет «Моя любимая мама», конкурсах, праздниках, создании мини-музея «Русская изба».
  • Изготовление макетов: русская изба, зоопарк «Лимпопо», Вечный огонь, памятник самолету МИГ-17.

Взаимодействие с социумом.        

  • МАОУ «Школа № 172: сотрудничество с театральной школьной студией «Горизонт» - показ спектакля «Кошкин дом»; экскурсия в музей боевой славы.
  • Детская городская библиотека: тематические занятия – «Рождество», «День космонавтики».
  • Музей истории и культуры Московского района: знакомство с русским народным искусством.
  • Приход храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Нижегородской митрополии: участие в конкурсах – «Рождественская открытка», «Мамочка – мой ангел».

Взаимодействие с педагогами.

  • Проведение открытых просмотров ООД: «Флажок», «Дымковская игрушка», «Русская каша – сила наша».
  • Участие в педагогических советах (опыт работы: «Общение со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации детей дошкольного возраста», обсуждение программы по нравственно-патриотическому воспитанию МБДОУ №303), экспертно-методическом совете (авторская игра с правилами «Собери и укрась матрешку» для детей старшего дошкольного возраста), в работе школы молодого специалиста (ООД «Русская матрешка», семинар-практикум «Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»).
  • Размещение мастер-классов, статей, методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.

Об эффективности моей работы говорят результаты диагностики. Благодаря проведенной системе работы сформированность критериев значительно выросла. В группе была пополнена развивающая предметно-пространственная среда. Созданы: карта Нижнего Новгорода; альбомы – «Нижегородцы во время ВОВ», «День народного единства», «Герои в каждой семье», «Моя любимая мамочка», «Семейная гостиная», «Нижегородский Кремль»; макеты - русская изба, зоопарк «Лимпопо», Вечный огонь, памятник самолету МИГ-17; генеалогические деревья; мини-музей «Русская изба; разработана игра с правилами «Собери и укрась матрешку» для детей старшего дошкольного возраста. Значимость нравственно – патриотического воспитания очевидна, оно способствует тому, что у детей развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду. Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребенка. Родители моих воспитанников приобрели новые знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, активно участвовали в проектной деятельности, конкурсах, создании мини-музея «Русская изба». Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и те...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы в современном социокультурном пространстве»

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы обра...

Проект "Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Проект ориентирован на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учстников образовательного процесса через взаимодействие детского сада и семьи...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы в современном социокультурном пространстве»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...