Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет через ТРИЗ-технологию»
консультация (подготовительная группа)

Бубенкова Анна Валерьевна

Консультация для родителей  «Развитие речи детей 6-7 лет через ТРИЗ-технологию» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_triz_6-7l.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию»

детей дошкольного возраста 6-7лет

      Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

       В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

      Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности является метод ТРИЗ  (теория решения изобретательских задач).

      Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Вот почему в ТРИЗ  основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи.

      Образовательная деятельность  по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

      И чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

    В нашем детском саду активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.

    Существуют 4 метода развития речи:  составление сравнений, составление загадок, составление рифмованных текстов, создание текстов сказочного содержания.

  1. Составление сравнений

    Работу по развитию у воспитанников умения подбирать сравнения начинаю со второй младшей группы.

Упражнения провожу с подгруппами детей не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и во время образовательной деятельности в ходе режимных моментов: речевая минутка (утром), чтение художественной литературы (перед обедом), кружковая работа (во второй половине дня).

 С детьми отрабатываем модели составления сравнений по признакам цвета, формы, вкуса и др.  Например, на прогулке побуждаю детей подыскивать сравнения: "На что мячик похож по форме?" Объясняю: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".

Такие фразы позволяют детям через повторы закреплять признак предмета.

  Потом предлагаю детям самостоятельно найти объекты с данным значением признака. «А что ещё бывает круглое?» (солнце, колесо)  Таким образом, побуждаю к составлению сравнений.

   Затем  задания усложняем:

 - в составляемой фразе признак не называю, оставляю только его значение (одуванчики желтые, как цыплята;  шоколад такой же сладкий, как  сахар);

 Детям старшего дошкольного возраста даю больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряю  инициативу в выборе признака.

 Указываю детям  на объект и прошу подобрать сравнения с другими объектами по одному из признаков (цвету, форме и т.д.).  ("Береза белая, как облако";   "Дерево корявое, как руки Бабы-Яги").

2. Обучение составлению загадок

Параллельно проводится работа по составлению загадок.

В работе используем следующие модели составления загадок.

           Модель 1. Подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Давайте вместе рассмотрим эту модель.

Например, Объект  - репейник. У объекта выделяем признак, отвечающий на вопрос "какой?".

- Репейник какой? (Колючий.) Давайте  вспомним  объекты, у  которых данный признак ярко выражен.  Кто или что может быть ещё колючим? (Еж, кактус, елка.)

- Еще репейник какой? (Лохматый - как собака, шуба, медведь. Прилипчивый - как  пластилин, жевательная резинка)

Какой?

Что такое же?

Колючий

Лохматый

 Прилипчивый

Еж, кактус, елка

Собака, шуба, медведь

Пластилин, жевательная резинка

Прочитать текст построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки "как" или "но не".  

Составляется загадка: "Колючий, как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не пластилин".

Текст неоднократно повторяется.

Модель 2.

Что делает?

Кто делает так же?

•  Называю детям объект (например, лягушка) и задаю  вопрос о его действиях. Дети перечисляют другие объекты, способные выполнять такие же действия.

Лягушка что делает? (Прыгает - как заяц, мяч. Ныряет - как водолаз, утка. Плавает - как лодка, рыба.)

• Выбираются наиболее удачные варианты сравнений. Составляется загадка: "Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодка".

3.Составление рифмованных текстов

Данную работу начинаю со средней группы через игровые задания и упражнения.

"Складные картинки"

     Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак-рак, олень-тюлень и т.д.), поднимает картинку, например, с изображением мака, и просит найти парную по рифме. Ребенок берет картинку с изображением рака, говорит  рак  и составляет рифмованную пару "мак-рак".

Игру начинают с 5 пар картинок, постепенно увеличивая их количество до 20-25 пар.

         "Придумай рифму"        

Предлагаю детям назвать слово, дети придумывают к нему рифму. Например: бежали (лежали); улица (курица); пшеничный (яичный); широко (далеко).

   "Доскажи слово"  

Читаю детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произношу лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.

  Например, Я рубашку шила мишке,

                     Я сошью ему … (штанишки)

    В старшей группе часто используем дидактическую игру Чистоговорки".

      На определенное звукосочетание, дети сочиняют двустишье. Например,

   Са-са-са -

Прилетела в сад (оса).        
Ща-ща-ща -  
Мы нашли в траве
 (клеща).

Таким образом методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

                                                      Подготовила воспитатель

Первой квалификационной категории

                           А.В. Бубенкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным я...

Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным я...

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста становятся актуальными в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в возрасте 2-3лет, когда учитывается чувствительность речевого...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

В раннем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. Если с ребёнком занимают...