Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет через ТРИЗ-технологию»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет через ТРИЗ-технологию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_triz_6-7l.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию»
детей дошкольного возраста 6-7лет
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности является метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Вот почему в ТРИЗ основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Образовательная деятельность по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
И чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
В нашем детском саду активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.
Существуют 4 метода развития речи: составление сравнений, составление загадок, составление рифмованных текстов, создание текстов сказочного содержания.
- Составление сравнений
Работу по развитию у воспитанников умения подбирать сравнения начинаю со второй младшей группы.
Упражнения провожу с подгруппами детей не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и во время образовательной деятельности в ходе режимных моментов: речевая минутка (утром), чтение художественной литературы (перед обедом), кружковая работа (во второй половине дня).
С детьми отрабатываем модели составления сравнений по признакам цвета, формы, вкуса и др. Например, на прогулке побуждаю детей подыскивать сравнения: "На что мячик похож по форме?" Объясняю: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".
Такие фразы позволяют детям через повторы закреплять признак предмета.
Потом предлагаю детям самостоятельно найти объекты с данным значением признака. «А что ещё бывает круглое?» (солнце, колесо) Таким образом, побуждаю к составлению сравнений.
Затем задания усложняем:
- в составляемой фразе признак не называю, оставляю только его значение (одуванчики желтые, как цыплята; шоколад такой же сладкий, как сахар);
Детям старшего дошкольного возраста даю больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряю инициативу в выборе признака.
Указываю детям на объект и прошу подобрать сравнения с другими объектами по одному из признаков (цвету, форме и т.д.). ("Береза белая, как облако"; "Дерево корявое, как руки Бабы-Яги").
2. Обучение составлению загадок
Параллельно проводится работа по составлению загадок.
В работе используем следующие модели составления загадок.
Модель 1. Подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Давайте вместе рассмотрим эту модель.
Например, Объект - репейник. У объекта выделяем признак, отвечающий на вопрос "какой?".
- Репейник какой? (Колючий.) Давайте вспомним объекты, у которых данный признак ярко выражен. Кто или что может быть ещё колючим? (Еж, кактус, елка.)
- Еще репейник какой? (Лохматый - как собака, шуба, медведь. Прилипчивый - как пластилин, жевательная резинка)
Какой? | Что такое же? |
Колючий Лохматый Прилипчивый | Еж, кактус, елка Собака, шуба, медведь Пластилин, жевательная резинка |
Прочитать текст построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки "как" или "но не".
Составляется загадка: "Колючий, как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не пластилин".
Текст неоднократно повторяется.
Модель 2.
Что делает? | Кто делает так же? |
• Называю детям объект (например, лягушка) и задаю вопрос о его действиях. Дети перечисляют другие объекты, способные выполнять такие же действия.
Лягушка что делает? (Прыгает - как заяц, мяч. Ныряет - как водолаз, утка. Плавает - как лодка, рыба.)
• Выбираются наиболее удачные варианты сравнений. Составляется загадка: "Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодка".
3.Составление рифмованных текстов
Данную работу начинаю со средней группы через игровые задания и упражнения.
"Складные картинки"
Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак-рак, олень-тюлень и т.д.), поднимает картинку, например, с изображением мака, и просит найти парную по рифме. Ребенок берет картинку с изображением рака, говорит рак и составляет рифмованную пару "мак-рак".
Игру начинают с 5 пар картинок, постепенно увеличивая их количество до 20-25 пар.
"Придумай рифму"
Предлагаю детям назвать слово, дети придумывают к нему рифму. Например: бежали (лежали); улица (курица); пшеничный (яичный); широко (далеко).
"Доскажи слово"
Читаю детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произношу лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.
Например, Я рубашку шила мишке,
Я сошью ему … (штанишки)
В старшей группе часто используем дидактическую игру Чистоговорки".
На определенное звукосочетание, дети сочиняют двустишье. Например,
Са-са-са -
Прилетела в сад (оса).
Ща-ща-ща -
Мы нашли в траве (клеща).
Таким образом методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной категории
А.В. Бубенкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы»
Различают активный и пассивный словарь....
Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
В консультации размещён материал для родителей по данной теме....
Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным я...
Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным я...
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ
Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста становятся актуальными в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в возрасте 2-3лет, когда учитывается чувствительность речевого...
Консультация для родителей " Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»
В раннем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. Если с ребёнком занимают...