Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей»
консультация (старшая группа)

Кузнецова Светлана Сергеевна

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие коммуникативных способностей у детей»

Подготовила:

 воспитатель: Кузнецова С.С.

Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении-это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире.

Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности.

Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.

Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой.

На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Начало формирования коммуникативных способностей у детей

Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова.

Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя:

  • умение с пониманием относиться к окружающим;
  • способность встать на место другого человека;
  • негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника;
  • желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

Развитие коммуникативных навыков: 6 советов для взрослых

О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но мы не будем повторять сложные связи и схемы ученых-психологов и постараемся конкретно поговорить о том, как сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.

  1. Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
  2. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
  3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
  4. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
  5. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
  6. Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

И еще один важный совет – не перегните палку с коммуникабельностью.

Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.

Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Формируем коммуникативные способности в игре

Развитие коммуникативных навыков у ребенка – это процесс, который включает активное взаимодействие между ребятишками.

Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность.

Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?

1. Игры-драматизации

Они идеально подходят для совершенствования коммуникативных умений у детей.

Устраивайте дома театрализованные представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают – сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером».

Привлекайте к действу и других детей, ведь вместе гораздо интереснее покорять сцену!

2. Ролевые игры

Недаром педагоги считают умение принимать сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста.

Ребенок, надевая разные «маски», учится оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками.

Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери», «сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.

3. Игры по правилам

Эти упражнения учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, результат, игровые правила.

Наверняка вы замечали, что малыши не любят проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде единомышленников.

4. Пластические этюды

Застенчивые и замкнутые дети часто скованы в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения на жестикуляцию и мимику.

Расскажите, что общение происходит не только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся, хмуримся).

Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами.

Некоторые читатели могут поинтересоваться, а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействовать с большим числом собеседников.

Безусловно, переступать через индивидуальные особенности своего чада нельзя, но помогать выстраивать отношения с окружающим миром чрезвычайно важно.

Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей....

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей детей 3–4 лет»

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, актив...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного вы...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей раннего дошкольного возраста»

Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успе...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизн...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми чел...