Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Леухина Ксения Сергеевна

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного

возраста»

Жизнь каждого человека пронизана контак- тами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребно- стей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в от- ношениях с другими людьми человек может по- чувствовать и понять самого себя, найти свое ме- сто в мире.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1880127/pub_5dd1909643ca9b53a9705923_5dd246a83e9c2b75e172857a/scale_1200

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное разви- тие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое обще- ние существенно обогащает жизнь детей, раскра-

шивает яркими красками сферу их ощущений.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за не- умения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлен- ным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с

собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих осо- бенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами. Всему этому ребенок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от ситуаций общения и взаимодей- ствия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Однако не всякая   деятельность,   в    которую    включают    ребенка,   автоматически    формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от дея- тельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуж- дений заниматься ею. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности

творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он пресле- довал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о до- стижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.

Выделяют следующие основные формы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Игровая деятельность. Игра – это одно из ведущих средств воспитания и фор-

мирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строится на основа- нии учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время        игровой        деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличи-https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1918821/pub_5d1f216fc0819900ad722fca_5d1f21f21fd98a00ad4d3e33/scale_1200

вается   объем    словаря, развивается грамматический    строй    речи.    Влияние    игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведе- нием и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его соб- ственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необхо- димые для установления контакта со сверстниками.

Игры с правилами (дидактические, настольные, подвижные) способствуют познава- тельному,      двигательному развитию.       Они развивают у       ребенка       необходи- мые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра учит еще и общаться.

В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются сло- варный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, приобретаются навыки связной речи, оттачиваются мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразитель- ность речи. В ходе сюжетно-ролевых игр развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

  1. Изобразительная деятельность. В ходе нее ребенок рисует, лепит, строит, вы-https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1895831/038cc56f-fc7f-4bd9-aad8-2f34aef4e273/s1200

резает. Игра и рисование являются теми ви- дами деятельности, которые   способ- ствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигры- вает коллизии отношений людей, символи- чески идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вво- дит в игровые и изобразительные сюжеты.

Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).

  1. Трудовая деятельность. Труд детей позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществ- лять их всестороннее воспитание. Так же посредством коллективного труда формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудо- вые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои до-https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1811947/a23fb46a-7d44-45e5-9890-794ad8bba741/s1200

стигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправ- ными членами детского сообщества.

  1. Чтение художественной литературы. В сказках можно найти полный пере- чень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут прорабо- таны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями, которые покажут детям, как правильно выстраивать коммуникации.
  2. Коммуникативная деятельность (развитие речи). К старшему дошкольному

возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи – помочь ребенку осво- ить родной язык. В процессе деятельности по раз- витию речи у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внуши- тельным словарным запасом и правильно произ-http://dou141.ru/upload/information_system_138/3/6/1/item_36112/item_36112.png

носить все звуки языка.

Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психоло- гического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.

Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми. Ему недоста- точно общения только в кругу семьи. Родители не должны препятствовать тому, что ре- бенок тянется к сверстникам. Огромную роль в развитии коммуникативных навыков иг- рает посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков.

  • Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также высту- пает территорией, на которой дети учатся общаться.
  • Объясните ребенку, как сделать первый шаг для того, чтобы познакомиться сна- чала с вашей помощью.
  • Возьмите его за руку и познакомьтесь с другим ребенком. Пусть это произойдет.
  • Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем за- чатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за игрушку на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проиграв- шего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в та- ких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.
  • Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность.
  • Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.
  • Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть дети. Глядя на ваше общение, ребе- нок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.
  • Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверст- ников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть по- средником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность прояв- лять самостоятельность в поступках и действиях.

Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливал опыт са- морегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.

С Уважением,

Наталия Ильинична!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей....

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного вы...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей раннего дошкольного возраста»

Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успе...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми чел...