Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного
возраста»
Жизнь каждого человека пронизана контак- тами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребно- стей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в от- ношениях с другими людьми человек может по- чувствовать и понять самого себя, найти свое ме- сто в мире.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное разви- тие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое обще- ние существенно обогащает жизнь детей, раскра-
шивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за не- умения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлен- ным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с
собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих осо- бенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами. Всему этому ребенок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от ситуаций общения и взаимодей- ствия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от дея- тельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуж- дений заниматься ею. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности
творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он пресле- довал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.
Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о до- стижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.
Выделяют следующие основные формы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста:
- Игровая деятельность. Игра – это одно из ведущих средств воспитания и фор-
мирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строится на основа- нии учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличи-
вается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведе- нием и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его соб- ственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необхо- димые для установления контакта со сверстниками.
Игры с правилами (дидактические, настольные, подвижные) способствуют познава- тельному, двигательному развитию. Они развивают у ребенка необходи- мые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра учит еще и общаться.
В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются сло- варный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, приобретаются навыки связной речи, оттачиваются мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразитель- ность речи. В ходе сюжетно-ролевых игр развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
- Изобразительная деятельность. В ходе нее ребенок рисует, лепит, строит, вы-
резает. Игра и рисование являются теми ви- дами деятельности, которые способ- ствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигры- вает коллизии отношений людей, символи- чески идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вво- дит в игровые и изобразительные сюжеты.
Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).
- Трудовая деятельность. Труд детей позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществ- лять их всестороннее воспитание. Так же посредством коллективного труда формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудо- вые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои до-
стигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправ- ными членами детского сообщества.
- Чтение художественной литературы. В сказках можно найти полный пере- чень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут прорабо- таны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями, которые покажут детям, как правильно выстраивать коммуникации.
- Коммуникативная деятельность (развитие речи). К старшему дошкольному
возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи – помочь ребенку осво- ить родной язык. В процессе деятельности по раз- витию речи у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внуши- тельным словарным запасом и правильно произ-
носить все звуки языка.
Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психоло- гического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.
Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми. Ему недоста- точно общения только в кругу семьи. Родители не должны препятствовать тому, что ре- бенок тянется к сверстникам. Огромную роль в развитии коммуникативных навыков иг- рает посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков.
- Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также высту- пает территорией, на которой дети учатся общаться.
- Объясните ребенку, как сделать первый шаг для того, чтобы познакомиться сна- чала с вашей помощью.
- Возьмите его за руку и познакомьтесь с другим ребенком. Пусть это произойдет.
- Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем за- чатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за игрушку на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проиграв- шего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в та- ких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.
- Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность.
- Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.
- Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть дети. Глядя на ваше общение, ребе- нок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.
- Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверст- ников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть по- средником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность прояв- лять самостоятельность в поступках и действиях.
Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливал опыт са- морегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.
С Уважением,
Наталия Ильинична!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Воспитание у дошкольников интереса к познанию...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей....
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного вы...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей раннего дошкольного возраста»
Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успе...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми чел...