Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей детей 3–4 лет»
консультация (младшая группа)
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi_u_detey_3-4_let.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие коммуникативных способностей детей 3–4 лет»
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают посильное участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям.
Ведущим видом деятельности становится игра. Сюжеты игр просты — с одной, двумя ролями. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные обобщения. Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения. Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению языком.
Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами. Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует развивать детей:
• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Задавать вопросы;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картинок, ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.
Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Добавь слово»: дом – домик, стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений,например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание,звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки,например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
• развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек)на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Развитие мотивации и способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения" - свидетельство о публикации в Научно-методическом центре "СОВА"
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Особенности восприятия детьми художественных образов....
Консультация для родителей «Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Консультация для родителей«Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»...
Консультации для родителей "Развитие волевых коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые родители! Из этой консультации вы узнаете как психологически подготовить ребенка к школе....
Консультация для родителей "Развитие социально-коммуникативной сферы дошкольников"
Не секрет, что родители, приводя ребенка в детский сад, желают, чтобы он прежде всего был здоров и счастлив. Что же такое здоровье?Здоровье - это состояние организма, при котором он в целом и все его ...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
По исследованиям психологов считается ,чток трем годам способности к изобразительномуискусству у всех детей находятся примернона...