"Игры с детьми дома по сенсорному развитию" консультация представлена в рамках консультационного пункта
консультация (младшая группа)
Знакомство человека с миром начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_detmi_doma_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 979.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с детьми дома по сенсорному развитию
(для родителей)
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
- различение цветов по принципу «такой цвет — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу. Например, можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
- зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или предметные картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет;
- закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.
Цветные кубики
Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите малышу: «Вот какой кубик я выбрала. Давай найдем такой же кубик».
Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
Затем раздайте ребёнку кубики разных цветов и предложите ему им пары.
Ниточки для шариков
Перед началом игры надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки четырёх основных цветов.
Покажите малышу шарики и скажите: «Видишь, какие замечательные воздушные шары есть у меня. Они большие и круглые. Хочешь поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».
Помогите малышу сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки.
Предложите малышу поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малыша повторения
Четвертый лишний
Вам потребуются предметные картинки разных цветов.
1.желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
2.зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
3.красная клубника, красный помидор, красное яблоко, зеленое яблоко;
4.синяя бабочка, синее ведерко, синий флажок, зеленое ведерко.
Раздайте малышу карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.
Форма— это внешнее очертание, наружный вид предмета.
В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:
- практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (всевозможные вкладыши, доски с отверстиями разной формы). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой»), не называя ее;
- зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур, путём положения друг на друга.
Найди пару по форме
Дайте малышу плоскую геометрическую фигурку из картона и предложите ему найти пару фигурке из заранее разложенных фигур на столе.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая малышу геометрические фигуры разных цветов.
Найди такую же фигуру
Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Это круги».
Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета.
Найди лишнюю фигурку
Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру, которая отличается от других по форме».
Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
Величина— это значимое свойство предметов (размер, объем, протяжность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объёма.
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе игр, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных игр желательно:
1.предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;
2.сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме:
3.сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объект — средний по величине;
4.параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности можно использовать выразительные жесты. Сначала величину обозначают при помощи слов такой - не такой. Затем словами большой – маленький. В последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины. Высокий — низкий, узкий - широкий, длинный — короткий.
В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:
- практические действия. Действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;
- зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;
Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:
- сравнивая пары предметов практически — способом приложения;
- зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов.
Спрячь в ладошке.
Вам понадобятся предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки из киндер – сюрпризов, резиновые игрушки).
Сначала дайте ребёнку маленький шарик или колечко и предложите спрятать его в ладошке. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе. Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Большие и маленькие кубики.
Перед началом игры положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки. Покажите малышу ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».
Затем покажите малышу маленькое ведерко, пусть он достанет маленькие кубики и поиграет с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграй с кубиками. Сравни маленький кубик с большим, поставьте их рядом».
Когда малыш поиграет с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины.
Веселые матрешки
Покажите малышу двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давай посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Правильно маленькая. Давай спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».
Покажите малышу, как разобрать и собрать матрешку. Затем дайте ребёнку матрешку и попросите разобрать и собрать её самостоятельно: «Разбери матрешку и сделай так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь собери их в одну. Будь внимателен: должна остаться только одна, самая большая матрешка».
Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?»
Количество — это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.
Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. Обучение детей умению различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением.
Собираем шишки
Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».
Бутылки
Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с ребёнком сравните количество воды в бутылках: «Посмотри, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажи, в какой бутылке много воды. Теперь покажи, в какой бутылке мало волы...»
Затем дайте малышу пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину.
Уважаемые, мамы и папы. Не забывайте по окончанию каждой игры хвалить и поощрять своего кроху. Не забывайте использовать полученный сенсорный опыт и в повседневной жизни ребёнка.
Помните, ваша основная задача накопить у ребёнка обширный сенсорный опыт. Это позволит малышу в более старшем возрасте обобщить свои знания, поможет использовать свой опыт в других ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей в рамках консультационного пункта"Пальчиковая гимнастика и самомассаж".
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влия...
"Сенсорное воспитание детей 2 - 3 лет через дидактические игры" консультация представлена в рамках консультационного пункта
При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной....
Буклет "Дидактические игры по сенсорике" представлен в рамках консультационного пункта
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды ...
"Рекомендации и советы родителям, имеющим детей – инвалидов" представлены в рамках консультационного пункта
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь&helli...
"Памятка для родителей детей с ОВЗ" представлена в рамках консультационного пункта
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии...
Занятие по двигательной деятельности с детьми и их родителями в рамках консультационного пункта «В гостях у Петрушки»
Занятие для детей непосещающих детский сад в рамках консультационного пункта....
Консультация для родителей средней группы «Дидактические игры с детьми дома для сенсорного развития»
Консультация будет полезна родителям и воспитателям средних групп...